Come-to-russia.ru

Неофициальный блог

Судзуки, Дайсэцу Тэйтаро
Дайсэцу Тэйтаро Судзуки

Д. Т. Судзуки. Лондон, 1954 год
Дата рождения:

8 октября 1870(1870-10-08)

Место рождения:

г. Канадзава, преф. Исикава, Япония

Дата смерти:

12 июля 1966(1966-07-12) (95 лет)

Школа/традиция:

Дзэн-буддизм

Дайсэцу Судзуки (яп. 鈴木 大拙 Судзуки Дайсэцу?, настоящее имя Тэйтаро Судзуки (яп. 鈴木 貞太郎 Судзуки Тэйтаро:); 8 октября 1870 — 12 июля 1966) — японский философ, психолог. Один из ведущих популяризаторов дзэн-буддизма. Профессор философии Университета Отани в Киото. Член Японской академии наук.

Содержание

Биография

В 1892 году окончил филологический факультет Токийского университета.

В молодости был мирским учеником дзэнской школы Риндзай-сю в Энгаку-дзи, большом монастыре Камакуры.

После получения образования в 19091920 годах преподавал в Университете Гакусюин и в Токийском императорском университете.

С 1921 года в течение 20 лет преподавал в Университете Отани, где получил степень профессора.

В 1936 году в качестве преподавателя по обмену посетил Великобританию, где читал лекции о буддизме. Долгое время жил в США и Европе, читал лекции по буддизму в Колумбийском, Гарвардском и многих других университетах и колледжах.

В 1940-х годах вёл семинары по дзэн-буддизму в Колумбийском университете Нью-Йорка, где познакомился с Карен Хорни и Эрихом Фроммом, что позволило в дальнейшем поддерживать с ними профессиональные отношения. Благодаря этому сотрудничеству в 1951 году Японию для знакомства с дзэн-буддизмом посетила Хорни, а Фромм в 1957 году организовал в своем доме в Куернаваке специальный семинар по дзэн-буддизму и психоанализу. Семинар проходил под руководством Судзуки и Фромма. По материалам семинара была издана их совместная книга «Дзэн-буддизм и психоанализ» (1960 год, в соавторстве с Р. Де Мартино).

Научная деятельность

Судзуки исследовал, популяризировал и пропагандировал немонастырский дзэн-буддизм и стремился к сближению западной и восточной философии и психологии. Ряд его работ посвящены общим проблемам буддизма махаяны, формированию религигиозной практики и учения буддизма в Китае. Особое внимание Судзуки уделял проблемам адаптации явлений дальневосточной культуры к иным традициям, отличающимся от них.

Его заслуга состояла в том, что он предложил западному читателю свою интерпретацию религиозно-философские, этические и эстетические учения дзэн-буддизма. В работах Судзуки отмечалось место этой школы в буддизме махаяны и в других дальневосточных учениях и в дальневосточной культуре в целом. Его труды сыграли важную роль в процессе сближения культур Востока и Запада.

Идеями дзэн-буддизма Судзуки заинтересовал К. Г. Юнга и многих других.

Награды и звания

  • В 1949 году был награждён медалью за деятельность в области культуры и стал членом Японской Академии
  • В 1954 году получил премию Асахи за активную пропаганду японской культуры за рубежом
  • Профессор философии университета Отани в Киото
  • Член Японской академии наук

Труды

  • «Основы дзэн-буддизма»
  • «Введение в дзэн-буддизм»
  • «Образ жизни по дзэну»
  • «Руководство (учебник) дзэн-буддизма»
  • «Дзэн-буддизм»
  • «Мистицизм христианский и буддийский»
  • «Занятия дзэн-буддизмом»
  • «Ланкаватара-сутра»
  • «Очерки о дзэн-буддизме, три серии»
  • «Дзэн и японская культура»
  • «Сущность дзэн-буддизма»
  • «Эссе о дзэн-буддизме»
  • «Дзэн-буддизм и его влияние на японскую культуру»
  • «Дзен и фехтование»

и многие другие

О Судзуки

«Д-р Судзуки был замечательной фигурой в области восточной философии. Он совмещал в себе учёного мирового уровня, духовного учителя, достигшего просветления, которое он стремился передать, и автора более чем двадцати книг, открывшего Западу суть и цели дзэн-буддизма. Он был знатоком санскрита и китайских буддийских текстов, а знакомство с несколькими европейскими языками позволяло ему великолепно разбираться в тенденциях современной европейской мысли. Судзуки оказал влияние не только на „поколение дзэн“, но и на многих специалистов»

— Лондонская газета «Таймс»[1]

См. также

Ссылки

  • Судзуки // Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
  • Судзуки // Новейший философский словарь
  • Алан Уоттс. Д. Т. Судзуки: «без-умный» учёный (Предисловие к книге «Мистицизм: христианский и буддийский»)

Примечания

  1. The Times | July 13, 1966

Судзуки, Дайсэцу Тэйтаро.