Come-to-russia.ru

Неофициальный блог

Сита
Сита (справа) с Рамой (в центре), Лакшманом (слева) и Хануманом (на коленях) — Бхактиведанта Мэнор, кришнаитский храм, Уотфорд, Англия

Си́та (санскр. सीता — «борозда») — героиня древнеиндийского эпоса «Рамаяна», супруга Рамы.

Содержание

Эволюция образа

Так как Рама является также одним из воплощений бога Вишну, то и супруга Рамы Сита понимается как одно из воплощений Лакшми, божественной подруги Вишну. В Ригведе Сита упоминается лишь однажды, в одном гимне (книга IV, № 57), обращенном к богам-покровителям земледелия. В более поздних ведийских памятниках (Параскара-грихья сутра) Сита является женою бога Индры, что, быть может, находится в связи с редким (единственным в Ригведе) эпитетом Индры — urvarâpati (господин поля). В Тайттирия-брахмане Сита получает эпитет Савитри. По-видимому, в этом ведийском образе отразился бледный остаток прежде более яркого и развитого мифического олицетворения. Вследствие забвения его первоначального содержания мифологическое творчество пытается приурочить этот образ к другим, более живучим и ярким мифическим личностям — Индре, Савитару, — но все эти попытки случайны и недолговечны.

В поэме «Рамаяна» Сита облекается в более яркие и определенные формы, превращаясь в дочь Джанаки, царя Видеги, получившую поэтическое бессмертие как подруга Рамы. Связь с ведийской Ситой проглядывает в её рождении из борозды во время, когда царь опахивал место для жертвоприношения (яджни). По причине этого сверхъестественного способа рождения Сита называется Айониджа (Ayonijâ — «рожденная не из утробы»). Другие имена Ситы — Бхумиджа (Bhumi — «земля»), Дхаранисура (Dharani — «носительница»), Партхиви (Prthivî — «широкая») — все указывают на её происхождение, означая «дочь земли».

В «Рамаяне» считается воплощением богини красоты Лакшми. Отец Ситы — Джанака, поэтому её иногда называли Джанаки. Сита сравнивается с лунным светом, дарующим прохладу, а её супруг Рама (Рамачандра) — с прекрасным месяцем: так же как свет месяца идёт от Месяца, так и Сита последует за своим возлюбленным Рамой.

Сита в Рамаяне

Сита — жена Рамы

Согласно поэтическому сюжету, из всех жителей Митхилы только Сита могла двигать тяжеловесный ящик, внутри которого хранился лук Шивы, поэтому её отец Джанака мог выдать её замуж только за того, кто был бы так же силён, как Сита, и отдать её в жёны тому, кто смог бы натянуть тетиву на этот лук. Много принцев делали попытки поднять лук, но безуспешно. А Рама не только натянул тетиву этого лука, но и сломал его.

Сита переехала в Айодхью, но, спустя некоторое время, узнала от Рамы о случившемся и добровольно согласилась уйти в изгнание в лес на 14 лет вместе с Рамой и Лакшманой. Но находясь вместе с Рамой, будь то во дворце или в дремучих джунглях, чувствовала себя счастливой и вела себя скромно.

Сунаяна навещает Ситу

Царица Митхилы Сунаяна, вошедшая в тростниковую хижину Рамы, обнаружила Ситу в одеждах отшельницы, но сильно изумилась и спросила: «Дитя! Ты и в самом деле моя Сита, или ты Парвати?» Расстроенная мать признала Ситу идеальным примером, к которому должны стремиться все женщины, преданные семье и своему супругу.

Золотой олень

В лесу Ситу охраняли Рама и Лакшмана, но ей понравился золотой олень, пробегавший мимо и она попросила Раму привести его, но Рама задержался, и Сита отправила Лакшману на помощь и, оставшись без прикрытия, добровольно вышла через защитный круг, начерченный Лакшманой для её защиты. Ракшас Равана под видом брахмана попросил у неё еды и похитил вышедшую из-под защиты круга Ситу, унеся её на Ланку.

Хануман находит Ситу

Хануман, узнав о местонахождении Ситы от Вибхишаны, направился в ашоковую рощу, чтобы встретить Ситу и, превратившись в маленькую обезьянку, наблюдал за ней сверху. Каждое утро и вечер к Сите приходил Равана, говоря с ней грубо и призывая её стать его женой. Он дал ей на раздумье месяц и удалился. Когда же Сита осталась одна, Хануман сбросил ей кольцо Рамы, но Сита испугалась, навидавшись до этого проделок ракшасов. Обезьянка, спрыгнув, перевоплотилась в ванара, но Ситу и это отпугнуло. И тогда Хануман рассказал ей о случае с вороной, известный только ей и Раме, и тогда Сита поверила ему. Хануман предложил Сите немедля перенести её в лагерь ванаров к Раме, но Сита сочла этот поступок недостойным праведному поведению и столь же низким, как и её похищение Раваной, и отказалась. Видя страдания Ситы, Хануман попросил у Ситы что-нибудь в доказательство их встречи. Она дала ему свой гребешок из волос. Сита призналась, что была счастлива три дня, разговаривая с Хануманом, но сказала, что должна быть освобождена в течение месяца, и Хануман пожёг дома Ланки и, не медля более, отправился в лагерь ванаров к Раме.

Испытание огнём

Сита проходит испытание огнём

Рама собрал войско из ванаров и медведей и поразил Равану. Ко всеобщему удивлению, в тот момент, когда Ситу привели из ашоковой рощи, Рама остановил её и велел пройти испытание огнём. Опечаленные ванары собрали костёр. Все замерли, и Сита вошла в пылающее пламя, но горячие языки пламени не смогли причинить вреда верной жене Рамы, и Агни в облике брахмана вывел её из огня, отдав в руки законному мужу. Тем самым Сита доказала свою чистоту в мыслях, словах и действиях.

Как возрождённый Феникс стояла теперь Сита перед своим возлюбленным супругом Рамой, ведь сам огонь и все боги были свидетелями её чистоты.

Эпоха мира и уход Ситы с Земли

Нала, Нила, Хануман, Ангада, Вибхишана, Рама, Лакшмана, Сита и все, кто мог поместиться, сели в летающую колесницу (виману) Пушпаку и отправились прямо в Айодхью. Все вместе отпраздновали возвращение Рамы из изгнания, и правители отправились по домам. И настало время долгого мира и любви во всём мире, которое называлось Рамараджья (правление Рамы). Но однажды до Рамы донесли слух о том, что он принял жену, бывшую у ракшаса. И Раме пришлось изгнать Ситу из города в лес, хотя та была беременной. Там её приютил мудрец Вальмики и у неё родилось два сына: Куша и Лава. Сыновья поймали коня, предназначенного для жертвоприношения (ашвамеддхи) и истребили всё воинство Рамы, сказав об этом Сите. Но Рама воскресил своё войско. Мудрый Вальмики поклялся, что Куша и Лава — сыновья Рамы. Тогда битва была прекращена, и Куша и Лава признали Раму своим отцом. Но огорчённая Сита решается провести последний обряд. Её тело забирает мать-Земля, а душа отправляется в Вайкунтха-локу.

В честь Ситы назван астероид (244) Сита, открытый в 1884 году.

См. также

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Литература

  • «Рамаяна» — «Рамаяна»
  • «Сказание о Раме» — Литературное изложение Э. Н. Тёмкина и В. Г. Эрмана
  • Сита-упанишад

Сита.