Come-to-russia.ru

Неофициальный блог

Радха

Статья по тематике
Индуизм

История · Пантеон

Шактизм  · Шиваизм
Смартизм  · Вайшнавизм

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавад-гита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Политеизм Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

п·о·р

Ра́дха (санскр. राधा; Rādhā IAST) также Радхара́ни или Радхи́ка — одна из женских форм Бога в индуизме. В пуранических текстах описывается как вечная возлюбленная Кришны, воплотившаяся вместе с ним на земле более 5000 лет назад. В одних течениях индуизма Радху почитают как воплощение Лакшми, а в других, являющихся частью кришнаизма, ей поклоняются как источнику Лакшми и всех остальных женских проявлений Бога. Радха является основным объектом поклонения в таких вайшнавских традициях, как гаудия-вайшнавизм и Нимбарка-сампрадая.

В искусстве, иконографии и индуистских мурти, Радху практически всегда изображают вместе с Кришной.

В «Бхагавата-пуране» даётся детальное описание детства Кришны, проведённого в обществе Радхи и других девочек-пастушек (гопи) в деревне под названием Вриндавана. Любовные игры Радхи и Кришны обстоятельно описаны в «Брахмавайварта-пуране», «Гарга-самхите» и «Гитаговинде».[1]

В пуранах говорится, что Радха появилась на свет в маленькой деревне Варшана в восьми километрах от Вриндавана в Индии. Её отцом был царь-пастух по имени Вришабхану, а её мать звали Киртида.

Радхаштами — день явления Радхи, который пышно празднуется последователями различных течений вайшнавизма.

Радха и Кришна (картина около 1770 года)

Содержание

Роль Радхи в различных течениях индуизма

Радха и Кришна (рисунок Рави Вармы, 1890)

В традициях бхакти индуизма, основанных на поклонении Кришне, Радху почитают как вечную возлюбленную Кришны. В таких течениях, как Нимбарка-сампрадая и гаудия-вайшнавизм, Радха рассматривается как изначальная шакти — источник всех женских ипостасей Бога и потенция наслаждения Кришны, которая называется «хладини-шакти». Поклонение Радхе в этих традициях имеет бо́льшее значение, чем поклонение самому Кришне. Другие гопи считаются её экспансиями — помощницами или служанками, в то время как Радха занимает особое положение самой любимой пасту́шки Кришны.

«Падма-пурана» описывает 18 000 пастушек (гопи) среди которых 108 являются самыми главными. Среди этих 108 гопи, восемь являются ещё более важными и среди этих восьми пастушек, две занимают особо возвышенное положение — Чандравали и Радхарани. Из этих двух, Радха считается самой главной.

Существует два вида любовных отношений Радхи и Кришны: свакия-раса (законные отношения в браке) и паракия-раса (незаконные отношения наперекор религиозным и моральным устоям).

В Нимбарка-сампрадае взаимоотношения Радхи и Кришны рассматриваются на уровне свакия-расы. Последователи Нимбарки ссылаются на описание свадьбы Радхи и Кришны в «Брахма-вайварта-пуране» и «Гарга-самхите».

В гаудия-вайшнавизме самой возвышенной формой любви считается паракия-раса — любовь состоящей замужем за другим Радхи к пастушку Кришне, причём эта любовь Радхи постоянно усиливается из-за страха разлуки со своим возлюбленным. Любовь остальных пастушек к Кришне описывается в таком же богословском контексте и объявляется самым возвышенным уровнем спонтанной любви к Богу, родом любви, не имеющей ни малейшего отношения к мирским сексуальным отношениям.

Радха особенно почитается во Вриндаване, где поклонение ей считается более важным, чем поклонение самому Кришне.

Чайтанья как совместная аватара Радхи и Кришны

В гаудия-вайшнавизме, также известном как кришнаизм, основатель традиции Чайтанья Махапрабху рассматривается как совместное воплощение Радхи и Кришны в одном лице.

В его биографиях утверждается, что в ряде случаев он проявлял свою божественную форму ближайшему кругу своих последователей:

Господь Шри Кришна является источником всех наслаждений и Шримати Радхарани является воплощением экстатической любви к Богу. Эти две формы слились в одну в Шри Чайтанье Махапрабху. Господь Шри Чайтанья Махапрабху показал Свою настоящую форму Рамананде Рою.[2]

Также в биографии Чайтаньи под названием «Чайтанья-чаритамрита» существует много утверждений о том, что Чайтанья был самим Кришной в умонастроении Радхарани:

Шри Радха — это полная энергия, а Господь Кришна — обладатель этой полной энергии. Они неотличны друг от друга, что подтверждается богооткровенными писаниями. Итак, Радха и Кришна суть одно, хотя и принимают два разных тела, чтобы вкушать сладость Своих игр. Принимая настроение и цвет тела Радхарани, Кришна является в образе Шри Кришна Чайтаньи. Чайтанья Госани не кто иной, как Сам Кришна, сын Нанды Махараджи, вополощение всех рас и олицетворение страстной любви.[3]

Имена Радхи

У Радхи есть много имён, описывающих её качества:

  • Говинда-нандини — Та, кто приносит наслаждение Говинде
  • Говинда-мохини — Та, кто может привлечь Говинду
  • Говинда-сарвасва — Та, кто значит всё для Говинды
  • Широмани Сарваканта — Главное сокровище среди спутниц Кришны
  • Кришнамайи — Та, кто видит Кришну как внутри так и во вне
  • Радхика — Та, чьё служение Кришне состоит в выполнении Его желаний
  • Мадана-мохана-мохини — В гаудия-вайшнавизме Кришна (как Верховный Господь) считается всепривлекающим для всех живых существ, включая Купидона, или как его называют на санскрите Камадеву — бога любви. Но так как Радха очаровывает даже самого Кришну, её поэтому называют Мадана-мохана-мохини: Та, кто зачаровывает Того кто очаровал Купидона.
  • Сарва-лакшми — Изначальный источник всех богинь процветания
  • Вришабхану-нандини — Дочь царя Вришабхану
  • Лалита-сакхи — Подружка пастушки Лалиты
  • Гокула-таруни — Та, кому поклоняются все девушки Гокулы
  • Дамодара-рати — Та, кто красиво одевается, чтобы доставить удовольствие Дамодаре

Одно из её имён — Хара (оно упоминается в «Нарада-панчаратре» 5.5.59), в звательном падеже Харе, является частью мантры «Харе Кришна», — одной из самых популярных ведических мантр, в особенности среди кришнаитов. Практика воспевания и повторения имён Радхи и Кришны играет в кришнаизме первостепенную роль.

См. также

Примечания

  1. H.Wilson, Brahmavaivarta Purana with English Translation, Motilal Banarsidas, 1990 reprint.
  2. Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила 8.282
  3. Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 4.96, 98, 99, 100, 222

Литература

На русском
  • Ватман, С. В. (2005), Бенгальский вайшнавизм, СПб.: http://books.google.com/books?id=wgpDAAAACAAJ> 
На английском
  • "Hare Krishna Mahamantra: Gaudiya Vaishnava Practice and the Hindu Tradition of Sacred Sound", in http://books.google.com/books?id=mBMxPdgrBhoC> 
  • King, Anna S. (2007), "Thealogising Radha: The Feminine and Feminist Dimensions of Deity", in Graham Dwyer, Richard J. Cole, The Hare Krishna Movement: Forty Years of Chant and Change, London: http://books.google.com/books?id=l4cE-nzXLx8C&pg=PA26> 

Ссылки

  • Жизнеописание Кришны в Бхагавата-пуране
  • Биография Чайтаньи Махапрабху

Радха.