Come-to-russia.ru

Неофициальный блог

Палийский канон

Ранний буддизм
Письменные источники

Палийский канон
Агамы
Гандхара

Соборы

1-й буддийский собор
2-й буддийский собор
3-й буддийский собор
4-й буддийский собор

Школы

Досектантский буддизм
 Махасангхика
     Экавьявахарика
         Локоттаравада
     Чайтика
         Апара Шайла
         Уттара Шайла
     Гокулика
         Бахушрутия
         Праджняптивада
         Четьявада
 Стхавиравада
     Сарвастивада
         Вайбхашика
         Саутрантика
         Муласарвастивада
     Вибхаджьявада
         Тхеравада
         Махишасака
         Кашьяпия
         Дхармагуптака
     Пудгалавада
         Ватсипутрия
             Дхармоттария
             Бхадраяния
             Самматия
             Шаннагарика

ПросмотрОбсуждениеПравить

Пали́йский Кано́н — собрание буддийских текстов на языке па́ли. Известен также как Типитака. На них основывается учение Тхеравады.

Как наиболее древние письменные тексты Типитака и до сей поры остается главным источником изучения раннего буддизма. Кроме того, в её текстах содержится множество сведений о культурной, экономической и социальной жизни Индии первых веков до нашей эры, которые подтверждаются джайнскими писаниями, и поэтому она является описанием самого раннего периода индийской истории, о котором существуют значительные упоминания[1].

Содержание

Содержание «Палийского канона»

Современная Типитака школы Тхеравады разделена на три большие части-«корзины» (piṭaka), которые состоят из сборников (nikāya), разделов (vagga) и глав (nipāta)[2]:

  1. Виная-питака. (Vin) «Корзина дисциплинарных правил». Сбоpник пpавил поведения монахов и монахинь.
    1. Сутта-вибханга. «Разъяснение сутт». Полный перечень 227 правил для монахов и 311 — для монахинь и «истории происхождения» каждого из них.
    2. Кхандхака. «Разделы».
      1. Махавагга. (Mv, Mhv) «Большая группа». Истории о начале распространения Учения и образовании монашеской общины. Пpоцедуpы во время формальных собраний общины.
      2. Чулавагга. (Cv) «Малая группа». Пpавила и пpоцедуpы для pазбоpа сеpьезных пpоступков в монашеской общине. Истоpия образования общины монахинь. Описания Пеpвого и Втоpого буддийских Собоpов.
    3. Паривара. «Сопровождение». Кpаткое обобщение вышеперечисленных pазделов, pазлично систематизиpованных для целей обучения.
  2. Суттанта-питака. (Sn) «Корзина наставлений». Собрание раннебуддийских текстов для обучения молодых монахов и мирян.
    1. Дигха-никая. (D, DN) «Собрание длинных наставлений».
    2. Мадджхима-никая. (M, MN) «Собрание средних наставлений».
    3. Самъютта-никая. (S, SN) «Собрание сгруппированных наставлений».
    4. Ангуттара-никая. (A) «Собрание наставлений (каждое из которых) больше (предыдущего) на один член».
    5. Кхуддака-никая. (KN) «Собрание коротких книг». В бирманскую версию входят разделы[3]:
      1. Кхуддакапатха. (Khp) «Собрание кратких уроков».
      2. Дхаммапада. (Dhp) «Высказывания о дхамме».
      3. Удана. (Ud) «Восторженное излияние».
      4. Итивуттака. (It, Itv) «Так было сказано».
      5. Сутта-нипата. (Sn, Snp) «Подразделение сутт».
      6. Виманаваттху. (Vv) «Истории о небесных чертогах».
      7. Петаваттху. (Pv) «Истории о духах».
      8. Тхерагатха. (Thag)
      9. Тхеригатха. (Thig)
      10. Джатаки. «История о рождениях».
      11. Ниддеса. (Nd, MNid)
      12. Патисамбхидамагга. (Pts) «Путь различения».
      13. Ападана.
      14. Буддхавамса.
      15. Чарияпитака.
      16. Неттиппакарана. «Руководство».
      17. Петакопадеса. «Наставления к Питаке».
      18. Милиндапаньха. (Mil, Miln) «Вопросы Милинды».
  3. Абхидхамма-питака. (Abh) «Корзина доктрин». Собрание текстов по этике, психологии и эпистемологии, предназначенные для медитации. Это не изречения Будды, а труды его учеников и выдающихся учёных.
    1. Дхаммасангани. (Dhs) «Перечисление дхамм». Классификация всех элементов абсолютные pеальности.
    2. Вибханга. (Vibh) «Книга тpактатов». Продолжение анализа, начатого в Дхаммасангани, природы скандх и путей их преодоления.
    3. Дхатукатха. «Объяснение элементов». Расположение дхарм, зависимых от скандх и шести органов чувств.
    4. Пуггалапаннатти. (Pug) «Описание индивидуальностей». Классификация личностей, подверженных вожделениям, ненависти и заблуждениям.
    5. Катхаваттху. «Предмет беседы». Полемика с воззрениями 18 школ раннего буддизма.
    6. Ямака. (Yam) «Книга пар». Анализ соответствующих дхамм методикой «тезиса и антитезиса» (пар) с точки зрения возможности или невозможности атрибутирования того или иного свойства. Самая сложная часть Абхидхаммы.
    7. Паттхана. (Patth) «Книга об исходной точке». Описание 24 законов обусловленности, по котоpым взаимодействуют дхаммы.

Современные версии «Палийского Канона»

Стандартное издание тайского палийского канона

Формирование Канона происходило на протяжении длительного исторического времени, состав книг и разделов в нём менялся и расширялся не только от Собора к Собору, но и в каждой стране. В настоящее время выделяются версии Канона[3]:

  • бирманская;
  • сингальская;
  • тайская.

Отдельные части «Палийского Канона» переведены на многие языки мира[4], но более всех — на английский Обществом палийских текстов. Но даже на английский Канон полностью ещё не пеpеведен[5].

В 1988 г. университетом Махидол (Бангкок, Таиланд) была выпущена первая цифровая версия Палийского Канона. В настоящее время на CD-дисках выпущено 50.189 страниц, включающих 45 томов самого Канона и 70 томов других священных текстов[6].


История создания

Тексты, входящие в «Палийский Канон», несколько веков передавались устно. Их систематизация периодически проводилась на буддийских соборах. Первый буддийский собор состоялся вскоре после паринирваны Будды Гаутамы. Собрались все его ученики и двое из них — Ананда и Упали — на память воспроизвели все, чему учил Будда: нормы и правила монашеского общежития, «дисциплинарный устав» сангхи (виная), проповеди и поучения Будды. Так возникли два раздела Типитаки — «Виная» и «Сутта». Учение разделили на отдельные, но перекрывающиеся части, и для сохранения каждой части был назначен свой монах[7]. Многие основные аспекты Учения Будды были включены также в рассказы и песни[8].

Второй буддийский собор был собран приблизительно через сто лет. На нём и появилась «Абхидхамма-питака» как следствие идейного раскола монашеской общины[9].

В письменном виде на пальмовых листьях Канон появился лишь на Четвёртом буддийском соборе в Шри-Ланке около 80 г. до н. э., то есть более, чем через четыреста лет после смерти Будды. Но адекватность буддийской традиции, описанной в «Палийском каноне» и существовавшей до него, является предметом оживлённых дискуссий в буддологии[10].

Высеченная на мраморе Типитака в Куто-до Пайя

В 1871 году в городе Мандалай (Мьянма), после Пятого буддийского собора, унифицированный текст Типитаки был вырезан на 729 мраморных плитах высотой почти по два метра. Каждую плиту поместили в миниатюрную Питака-пагоду. Эта «крупнейшая книга в мире», вырезанная в камне постранично, стоит и по сей день при пагоде Куто-до в Мандалае под Мандалайским холмом.

Впоследствии, в 1900 году, высеченные в камне тексты были изданы на бумаге, составив в объеме 38 томов в 400 страниц каждый. Издание было подготовлено бирманцем армянского происхождения Филипом Рипли (Philip H. Ripley) в издательстве Hanthawaddy Press.

Критика

«Палийский канон» был зафиксирован в письменном виде лишь через триста лет после нирваны Будды. Поэтому приравнивать изложенное в нём к учению раннего буддизма, а уж тем более считать учением самого Будды, было бы легковерно и совершенно ненаучно[11].

Примечания

  1. Michael Carrithers The Buddha — 1983, p. 15. Found in Founders of Faith, Oxford University Press, 1986
  2. Палийский канон.
  3. ↑ Кхуддака никая.
  4. Non-English Tipitaka translations (англ.). Ссылки на онлайн-переводы «Палийского канона» на многие языки мира.
  5. Палийский канон
  6. Mahidol University (англ.).
  7. Michael Carrithers, The Buddha, 1983, pages 13, 14. Found in Founders of Faith, Oxford University Press, 1986.
  8. Sue Hamilton, Identity and Experience. LUZAC Oriental, 1996, pages 110—111.
  9. Абхидхамма питака.
  10. Палийский канон.
  11. Очерк истории изучения буддизма в России и за рубежом // Введение в буддизм. — Санкт-Петербург: Амфора, 2005 г. — стр. 15-16 — ISBN 5-94278-805-7.

Ссылки

  • Палийский Канон. Проиндексированное оглавление со ссылками на сутты, переведёнными на русский язык.
  • Указатель сутт. Проиндексированный список сутт в алфавитном порядке, переведённых на русский язык.
  • Index of Suttas (англ.). Проиндексированный список сутт в алфавитном порядке, переведённых на английский язык.
  • Tipitaka (англ.). Проиндексированное оглавление «Палийского Канона» со ссылками на переведённые на английский язык сутты.
  • The Pali Tipitaka: Типитака на многих языках.

Палийский канон.