Come-to-russia.ru

Неофициальный блог

Йога

Статья по тематике
Индуизм

История · Пантеон

Шактизм  · Шиваизм
Смартизм  · Вайшнавизм

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавад-гита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Политеизм Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

п·о·р

Йо́га (дев. योग) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.[1] В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.[2][3] Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.

Основные направления йоги — это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога.[4][5][6] В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи.[7] Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.[1] За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

Содержание

Этимология

Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений:[8] «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т. п.[9][10] Впервые встречается в «Риг-веде» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.[11][12]

История йоги

Большая статуя в Бангалоре, изображающая медитирующего Шиву


История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.), изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Эти археологические находки указывают на возможность того, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал.[13] Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Риг-веде».[11] Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведической религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам — Брахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э.).[14] В Брахманах, в частности, в «Шатапатха-брахмане», присутствуют идеи единения ума, тела и души с Абсолютом. В Упанишадах, наиболее раннее упоминание йоги и медитации можно обнаружить в «Брихадараньяка-упанишаде»,[14] — одной из древнейших Упанишад, датируемой учёными X — IX веком до н. э. Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (датируемые VI веком до н. э.), «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.). В «Йога-сутрах» йога впервые была изложена как одна из школ («даршан») индуистской философии. Эта ранняя школа йоги ретроспективно получила известность под ретронимом раджа-йога с целью отличить её от других, более поздних школ.

Индская цивилизация

На нескольких печатях, обнаруженных при раскопках в долине реки Инд и датируемых периодом с 3300 по 1700 год до н. э., были найдены изображения людей в медитативных и йогических позах, занимающихся «одним из видов ритуальной практики, возможно древней формой йоги».[15] Из всех артефактов Хараппской культуры, археолог Грегори Поссель выделяет 16 специфических фигурок в йогических позах.[16] По мнению учёного, они свидетельствуют о том, что обитатели Хараппской цивилизации занимались ритуальными практиками йоги и медитации. При этом, были найдены изображения в йогических позах не только людей, но и божеств.[17] Исследователь и профессор Эгберт Рихтер Ушанас указывает на связь хараппских артефактов с Ведами, в частности с «Риг-ведой» и «Атхарва-ведой».[18][19]

Наиболее известным из хараппских йогических изображений является «печать Пашупати»[20] обнаруженная британским археологом Джоном Маршаллом, который полагал, что на ней изображена одна из древних форм Шивы.[21] Некоторые учёные, однако, подвергают сомнению идею того, что изображённый на печати «Пашупати» («Господь животных»)[22] представляет фигуру Шивы или Рудры.[23][24][25]

Печать Пашупати Дели, изображающая медитирующего Шиву.

«Йога-сутры» Патанджали

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма.[26][27] Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи.[28] Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи.[29][30] Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога….»[31] Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

Обе философии считаются в Индии близнецами, разными аспектами одной дисциплины. Санкхья обеспечивает основное теоретическое объяснение человеческой природы, перечисляя и давая определение её элементам, анализируя способы их взаимодействия в обусловленном состоянии (бандха), и описывая их состояние в освобождённом состоянии мокши, в то время как йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения этого освобождения...[32]

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги.[33] Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом.[34] Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре,[35] которая является ключевой сутрой всего текста:

योग: चित्त-वृत्ति निरोध:
yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ IAST

Йога есть обуздание волнений, присущих уму.
- «Йога-сутры» 1.2

Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)».[36] Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».[37]

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

  1. Яма — принципы взаимодействия с внешней средой
  2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой
  3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
  4. Пранаяма — контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик
  5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
  6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
  7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

«Бхагавад-гита»

Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.

В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию,[1] «Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:[38]

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.[39]

Известный комментатор «Бхагавад-гиты» Мадхусудана Сарасвати в конце XV века разделил её по содержанию на три основные части: первые шесть глав в основном посвящены карма-йоге, средние шесть глав — бхакти-йоге, и последние шесть — джнана-йоге.[40] Другие комментаторы предложили свой вариант деления, приписав определённую йогу каждой из глав и выделив 18 видов йоги.[41] Подобное деление впоследствии было принято многими комментаторами «Бхагавад-гиты».

Хатха-йога

Хатха-йога — это одна из систем йоги, описанная Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», (составленном в Индии в XV веке), а также в ряде других текстов, включая «Гхеранда-самхиту» и «Шива-самхиту». Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха).[42][43] Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали,[44] добавляя к ним гимнастические йогические элементы.[45] В настоящее время хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».[46]

История йоги на Западе

В Европе впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады. После выступления Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века, интерес к ней на Западе не ослабевал. Следующий всплеск интереса пришёлся на первую половину-середину XX в.

История йоги в России

Йогой в России интересовались ещё до революции 1917 года. В основном, творческая и мыслящая интеллигенция, большая часть которой покинула страну после перемен. В советское время йогой заниматься было опасно, поскольку идеологически она была запрещена, но энтузиасты были и занимались они, в основном, по уцелевшим книгам и самиздату.

Первым сертифицированным преподавателем йоги в СССР стал Анатолий Николаевич Зубков. Будучи в долгосрочной командировке в Индии, он познакомился с Шри Рам Кумар Шармой (учеником Свами Шивананды), под руководством которого и начал практиковать упражнения йоги. По окончании обучения Шри Рам Кумар выписал Зубкову сертификат, дающий право преподавать йогу и лечить с помощью йоги. Вернувшись на родину, Зубков стал настоящим миссионером и проделал огромную работу по популяризации йоги в СССР. В 1970-е годы Зубков написал сценарий первого советского документального фильма о йоге. Лента называлась «Индийские йоги — кто они?». После её выхода на экраны в СССР появилась своеобразная «мода на йогу». Интерес к йоге в 1970-е годы существовал и со стороны советского правительства, которое пригласило в страну Дхирендру Брахмачарьи для внедрения техник йоги в подготовку космонавтов.

В конце 1980-х годов в Москве появилась лаборатория по изучению нетрадиционных методов оздоровления, по инициативе которой в 1989 году на первую Конференцию по йоге был приглашен Б. К. С. Айенгар. В том же 1989 году в СССР впервые приехал гуру кундалини Йоги Бхаджан. Позже он дал инициацию Якову Маршаку, который начал с помощью техник кундалини-йоги помогать наркозависимым подросткам.[47]

Йога в других традициях

Буддизм

Йога тесно связана с верованиями и практиками индийских религий.[48] В частности, влияние йоги присутствует в буддизме, для которого характерны аскетические практики, духовные упражнения и состояния транса.[49][50] В буддизме йогачара (в переводе с санскрита: «практика йоги»[51]), философской школе буддизма махаяны появившейся в Индии в V веке, йога является основой практики, ведущей на путь бодхисаттвы.[52] В этой школе йога практикуется ради достижения просветления.[53]

Близость к йоге является отличительной чертой дзэн-буддизма, который представляет собой одну из форм буддизма махаяны[50][54]. На Западе дзэн существует параллельно йоге и между двумя школами очевидно существует большое сходство[55]. Это феномен заслуживает особого внимания по причине того, что школа медитации дзэн-буддизма уходит своими корнями в йогические практики[56]. Некоторые основные элементы йоги играют большую роль как для буддизма в целом, так и для дзэна в частности[57]. Тем не менее профессор философии Д. Т. Судзуки отстаивал позицию противоположности йоги и дзэн по той причине, что видел склонность западных исследователей «сваливать все азиатские способы медитации <…> в один котёл»[58]. Профессор философии и истории религии Г. Дюмулен также указывал, что хотя существуют «внешние параллели» между двумя традициями и их «внутреннее родство», но существуют и отличия в целях и способах практики[59].

Йога также занимает важное место в тибетском буддизме. В традиции ньингма практикующие йогу постепенно прогрессируют до всё более и более высоких уровней, начиная с маха-йоги, продолжая с ану-йогой и в конце концов достигая наивысшей стадии ати-йоги. В других традициях эквивалентом этой стадии выступает ануттара-йога. К другим тантрическим йогическим практикам принадлежит система 108 поз, практикуемых с контролем дыхания и ритма сердца. Темп йогических упражнений называется трул-кхором или единением энергий луны и солнца праджня. Йогические позы древнетибетских йогов изображены на стенах летнего храма Далай Ламы в Лакханге.

Тантра

Предполагается, что практика тантризма способна изменить отношение индивидуума к социальной, религиозной и логической реальности, в которой он обитает. Посредством тантрической практики индивидуум осознаёт иллюзорную природу реальности, освобождается из оков майи и достигает мокши.[60] Именно этот путь к мокше, среди ряда других путей предлагаемых различными традициями индуизма, связывает тантризм с такими практиками индийских религий как медитация и социальное отречение, которые основаны на временном или постоянном удалении от социальных отношений.[60] В ходе обучения тантрическим практикам индивидууму даются наставления в медитационных техниках, в особенности в техниках медитации на чакры. Это считается одним из видов кундалини-йоги, целью которой является помещение Богини в сердечную чакру с целью медитации и поклонения.[61]

Согласно Джону Вудроффу,[62] йога разделяется на хатха-йогу (гхатастха-йогу) и самадхи-йогу. Последняя в свою очередь согласно «Гхеранде-самхите» бывает шести видов: дхьяна-йога-самадхи, нада-йога, расананда-йога, лайя-сиддхи-йога, бхакти-йога и раджа-йога.

Ислам

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма.[63] Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда», («Озеро нектара») ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки.[64]

В 2008 году лидеры исламского духовенства в Малайзии издали фетву против мусульман, занимающихся йогой. В ней утверждалось, что в йоге содержатся элементы индуистского религиозного учения и, следовательно, практика йоги для мусульман является богохульной и харамной. Мусульманские учителя йоги Малайзии подвергли это решение критике, расценив его как оскорбительное.[65] В фетве разрешается практика йоги как физических упражнений, но запрещаются такие практики, как повторение мантр.[66]

Цель йоги

Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья йогатерапией и до достижения мокши.[1] В монистических школах адвайта-веданты и шиваизме, конечной целью практики йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары) и всех страданий материального существования посредством осознания своего единства как атмана с Верховным Брахманом. В школах бхакти вайшнавизма, сама бхакти, или «любовное преданное служение Богу», является конечной целью практики йоги. В гаудия-вайшнавизме, одном из основных направлений вайшнавизма, высшей формой бхакти выступает према-бхакти или «чистая любовь к Богу». В вайшнавизме, достигнув совершенства в бхакти-йоге, вайшнав отправляется в духовный мир (Вайкунтху или Голоку) и наслаждается там блаженным служением Вишну в одной из его ипостасей.[67]

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 Jacobsen, p. 10.
  2. «Yoga has five principal meanings: 1) yoga as a disciplined method for attaining a goal; 2) yoga as techniques of controlling the body and the mind; 3) yoga as a name of one of the schools or systems of philosophy (darśana IAST); 4) yoga in connection with other words, such as hatha-, mantra-, and laya-, referring to traditions specialising in particular techniques of yoga; 5) yoga as the goal of yoga practice». Jacobsen, p. 4.
  3. Monier-Williams includes «it is the second of the two Sāṃkhya systems», and «mental abstraction practised as a system (as taught by Patañjali and called the Yoga philosophy)» in his definitions of «yoga».
  4. Pandit Usharbudh Arya (1985). The philosophy of hatha yoga. Himalayan Institute Press; 2nd ed.
  5. Sri Swami Rama (2008) The royal path: Practical lessons on yoga. Himalayan Institute Press; New Ed edition.
  6. Swami Prabhavananda (Translator), Christopher Isherwood (Translator), Patanjali (Author). (1996). Vedanta Press; How to know god: The yoga aphorisms of Patanjali. New Ed edition.
  7. Jacobsen, p. 4.
  8. Список 38 значений слова «йога» см: Apte, стр. 788.
  9. Происхождение слова йога от санскритского корня йудж, означающего «управлять» или «объединять», содержится в: Flood (1996), стр. 94.
  10. Это слово похоже на латинское yugum, английское yoke, русское и украинское «иго» (ярмо).
  11. 1 2 P. 51 The Complete Idiot’s Guide to Yoga By Joan Budilovsky, Eve Adamson
  12. В ранних частях «Риг-веды» употребляется в связи с колесницами царя богов Индры или Сурьи (Солнца), влекомых быстрыми буйными конями, обузданными и запряжёнными в упряжку". По мере формирования индийской культуры слово «йога» приобретало новые значения. «Образ упряжки становится символом некого обуздания, соединения и управления». Более поздние толкования его переводов сходятся в понимании йоги как особого метода, используемого для управления сознанием, системы психопрактик, ведущих к единению человека с Природой и Вселенной, с высшим Разумом или Абсолютом, к расширению сознания.
  13. Possehl (2003), pp. 144—145
  14. 1 2 Flood, p. 94.
  15. Согласно археологу Грегори Поссель (2003), стр. 144
  16. Possehl (2003), p. 145
  17. Possehl (2003), p. 144
  18. The Indus Script and the Rgveda by Egbert Richter Ushanas
  19. German Indologist claims to have decoded Indus scripts
  20. Marshall, Sir John, Mohenjo Daro and the Indus Civilization, London 1931
  21. Flood (1996), pp. 28-29.
  22. Перевод paśupati IAST как «Господь животных» см: Michaels, p. 312.
  23. Keay, p. 14.
  24. Possehl (2003), p. 143
  25. Around the Indus in 90 Slides by Jonathan Mark Kenoyer Идея также нашла поддержку со стороны известного немецкого индолога и историка южно-азиатского искусства Генриха Циммера. Zimmer describes the figure as «seated like a yogi.» Zimmer, Heinrich, Myths and Symbols in Indian Art and Civilization. Princeton University Press; New Ed edition (May 1, 1972). ISBN 978-0-691-01778-5
  26. Обзор шести ортодоксальных школ содержится в: Radhakrishnan and Moore, «Contents», and pp. 453—487.
  27. За кратким обзором йоги как философской школы, см: Chatterjee and Datta, p. 43.
  28. Связь между философией йоги и санкхьи объясняется в: Chatterjee and Datta, p. 43.
  29. Принятие йогой концепций санкхьи с добавлением фигуры Бога описывается в Radhakrishnan and Moore, p. 453.
  30. Принятие йогой 25 принципов санкхьи с добавлением категории Бога, см: Chatterjee and Datta, p. 43.
  31. Müller (1899), Chapter 7, «Yoga Philosophy», p. 104.
  32. Zimmer (1951), p. 280.
  33. Патанджали как основатель философской системы йоги: Chatterjee and Datta, p. 42.
  34. Значение термина «раджа-йога» как системы контроля ума и сосредоточения, а также положение Йога-сутр как ключевого текста, см: Flood (1996), pp. 96-98.
  35. Yoga Sutras of Patañjali (Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 24 ноября 2008.
  36. For text and word-by-word translation as «Yoga is the inhibition of the modifications of the mind» see: Taimni, p. 6.
  37. Vivekanada, p. 115.
  38. «…Bhagavad Gita, including a complete chapter (ch. 6) devoted to traditional yoga practice. The Gita also introduces the famous three kinds of yoga, 'knowledge' (jnana), 'action' (karma), and 'love' (bhakti).» Flood, p. 96.
  39. Бхагавад-гита глава 6. Дхьяна-йога, Текст 6.47. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 26 января 2008.
  40. Gambhirananda, p. 16.
  41. Jacobsen, p. 46.
  42. Living Yoga: Creating a Life Practice — Page 42 by Christy Turlington (page 42)
  43. Guiding Yoga’s Light: Yoga Lessons for Yoga Teachers — Page 10 by Nancy Gerstein
  44. Mindfulness Yoga: The Awakened Union of Breath Body & Mind — Page 6 by Frank Jude Boccio
  45. Hatha Yoga: Its Context, Theory and Practice By Mikel Burley (page 16)
  46. Feuerstein, Georg. (1996). The Shambhala Guide to Yoga. Boston & London: Shambhala Publications, Inc.
  47. Yoga Journal, № 36 ноябрь/декабрь 2010
  48. The Yoga Tradition: its history, literature, philosophy and practice By Georg Feuerstein. ISBN 81-208-1923-3. pg 111
  49. «Yoga» Microsoft® Encarta® Online Encyclopedia 2007 © 1997—2007 Microsoft Corporation. All Rights Reserved. Exact Quote : «The strong influence of Yoga can also be seen in Buddhism, which is notable for its austerities, spiritual exercises, and trance states.»
  50. 1 2 Zen Buddhism: A History (India and China) By Heinrich Dumoulin, James W. Heisig, Paul F. Knitter (page 22)
  51. Encyclopedia Britannica Article: Yogacara
  52. Dan Lusthaus. Buddhist Phenomenology: A Philosophical Investigation of Yogacara Buddhism and the Ch’eng Wei-shih Lun. Published 2002 (Routledge). ISBN 0-7007-1186-4. pg 533
  53. Simple Tibetan Buddhism: A Guide to Tantric Living By C. Alexander Simpkins, Annellen M. Simpkins. Published 2001. Tuttle Publishing. ISBN 0-8048-3199-8
  54. The Buddhist Tradition in India, China, and Japan. Edited by William Theodore de Bary. Pgs. 207—208.ISBN 0-394-71696-5 — «The Meditation school, called Ch’an in Chinese from the Sanskrit dhyāna, is best known in the West by the Japanese pronunciation Zen»
  55. Zen Buddhism: A History (India and China) By Heinrich Dumoulin, James W. Heisig, Paul F. Knitter (Page xviii)
  56. Zen Buddhism: A History (India and China) By Heinrich Dumoulin, James W. Heisig, Paul F. Knitter (page 13). Translated by James W. Heisig, Paul F. Knitter. Contributor John McRae. Published 2005 World Wisdom. 387 pages. ISBN 0-941532-89-5 [Exact quote: «This phenomenon merits special attention since yogic roots are to be found in the Zen Buddhist school of meditation.»]
  57. Zen Buddhism: A History (India and China) By Heinrich Dumoulin, James W. Heisig, Paul F. Knitter (page 13)
  58. Дюмулен, 1994, с. 32—33
  59. Дюмулен, 1994, с. 33
  60. 1 2 Title: Mesocosm: Hinduism and the Organization of a Traditional Newar City in Nepal. Author: Robert I. Levy. Published: University of California Press, 1991. pp 313
  61. Title: Mesocosm: Hinduism and the Organization of a Traditional Newar City in Nepal. Author: Robert I. Levy. Published: University of California Press, 1991. pp 317
  62. Авалон Артур. Введение в Маханирвана-тантру / Пер. с англ. С. В. Лобанова — М.: Старклайт, 2002.
  63. Situating Sufism and Yoga
  64. Carolina Seminar on Comparative Islamic Studies
  65. Top Islamic body: Yoga is not for Muslims — CNN
  66. Malaysia leader: Yoga for Muslims OK without chant, " Associated Press
  67. Brittanica Concise «Characterized by an emphasis on bhakti, its goal is to escape from the cycle of birth and death in order to enjoy the presence of Vishnu.»

Литература

  • Вивекананда С. Философия йоги. Изд-во «Амрита», 1992. 512 с. ISBN 5-86667-004-6
  • Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода. СПб.: Лань, 1999. ISBN 5-8114-0184-1
  • Дюмулен Г. Глава 2. Элементы йоги в буддизме // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6
  • Apte Vaman Shivram The Practical Sanskrit Dictionary. — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1965. — ISBN 81-208-0567-4 (fourth revised & enlarged edition).
  • Patañjali Yoga Sutras of Patañjali. — Studio 34 Yoga Healing Arts, 2001.
  • Chatterjee Satischandra An Introduction to Indian Philosophy. — Eighth Reprint Edition. — Calcutta: University of Calcutta, 1984.
  • Flood Gavin An Introduction to Hinduism. — Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — ISBN 0-521-43878-0
  • Gambhirananda Swami Madhusudana Sarasvati Bhagavad_Gita: With the annotation Gūḍhārtha Dīpikā. — Calcutta: Advaita Ashrama Publication Department, 1998. — ISBN 81-7505-194-9
  • Harinanda Swami Yoga and The Portal. — Jai Dee Marketing. — ISBN 0978142950
  • Jacobsen Knut A. (Editor) Theory And Practice of Yoga: Essays in Honour of Gerald James Larson. — Brill Academic Publishers, 2005. — ISBN 9004147578 (Studies in the History of Religions, 110)
  • Keay John India: A History. — New York: Grove Press, 2000. — ISBN 0-8021-3797-0
  • Michaels Axel Hinduism: Past and Present. — Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2004. — ISBN 0-691-08953-1
  • Müller Max Six Systems of Indian Philosophy; Samkhya and Yoga, Naya and Vaiseshika. — Calcutta: Susil Gupta (India) Ltd., 1899. — ISBN 0-7661-4296-5 Reprint edition; Originally published under the title of The Six Systems of Indian Philosophy.
  • Possehl Gregory The Indus Civilization: A Contemporary Perspective. — AltaMira Press, 2003. — ISBN 978-0759101722
  • Radhakrishnan S. A Sourcebook in Indian Philosophy. — Princeton, 1967. — ISBN 0-691-01958-4
  • Taimni I. K. The Science of Yoga. — Adyar, India: The Theosophical Publishing House, 1961. — ISBN 81-7059-212-7
  • Vivekananda Swami Raja Yoga. — Calcutta: Advaita Ashrama Publication Department, 1994. — ISBN 81-85301-16-6 21st reprint edition.
  • Zimmer Heinrich Philosophies of India. — New York, New York: Princeton University Press, 1951. — ISBN 0-691-01758-1 Bollingen Series XXVI; Edited by Joseph Cambell.
  • Arya Usharbudh Philosophy of Hatha Yoga. — Pennsylvania: Himalayan Institute Press, 1985. — ISBN 089389088X
  • Feuerstein Georg The Shambhala Guide to Yoga. — Boston & London: Shambhala, 1996. — ISBN 157062142X

Йога.