Come-to-russia.ru

Неофициальный блог

Заговор (обряд)

За́гово́р (или нагово́р, заклятие, примолвка) — народно-поэтическая заклинательная словесная формула, которой приписывается магическая сила.

Содержание

Происхождение

Возникший из языческих молитв и заклинаний, заговор основывался первоначально на силе человеческого слова, потом на авторитете призываемого в нём божества, далее — на авторитете заговаривающего лица и убеждении современного простолюдина; вся сила заговора в точном произнесении известных слов и исполнении сопровождающих обрядов. Первоначально язычник силою заповедного слова заговора надеялся принудить боготворимые силы и явления природы ко всему, что ему угодно, и прибегал к заговорам весьма часто.

С течением времени круг применения заговоров сокращался; наконец, таинственные формулы перестали быть доступными всем; выделился особый класс людей, ведающих таинственную силу обрядов и молений и умеющих совершать эти обряды. Люди эти — знахари, ведуны, колдуны, волхвы и т. д.

В дохристианскую эпоху в заговорах обращались преимущественно к силам и явлениям природы. Обращения к солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, грому, дождю и т. п. — наиболее часто встречаемые в заговорах. С принятием христианства стали появляться и обращения к Господу, Богородице, святым.

Классификация

Все заговоры делятся на:

  1. заговор с действиями и обрядами;
  2. заговор без них.

Действия и обряды были весьма многочисленны и разнообразны. Наговаривали на соль, мыло, белила, кости мертвецов, воду, оружие, вино, уксус[источник не указан 762 дня].

Почти на все случаи были особые заговоры и особые действия, их сопровождающие. Наибольшею популярностью и уважением пользовались и пользуются многочисленные заговоры, имеющие врачебную цель и часто помещаемые в лечебниках и травниках.

Структура

Несмотря на свое разнообразие, заговоры имеют общую структуру.

1) «Задел», во время произнесения которого оператор входит в состояние изменённого сознания и деперсонализации (что защищает оператора) Пример задела: «Язык — проветчик, зубы — межа, глаза — вода, лоб — бор, веди меня (имя), сударушка — царица Мара-Моренушка, на двор, бери клюкву, мели муку, пеки хлеб, корми меня, будь отныне и до веку моя».

2) Открытие заговора, то есть формулы типа: «Встану я (имя), благословясь, умоюсь водою, росою, утруся платком тканым, пойду перекрестяся, из избы в двери, из ворот в ворота, на восток», то есть — действие либо представляется оператором мысленно, либо реально совершается им и последовательно «проговаривается».

3) Выражения желания — иногда пространно, иногда кратко.

4) Уподобления символа, то есть сравнения желаемого явления с каким-либо явлением в природе, обращения к стихиям — солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, грому, дождю, воде — с просьбой о помощи.

5) Закрепление заговора или «ключ». Пример: «будьте слова моя крепки и лепки до веку; нет моим словам переговора и недоговора; будь ты, мой приговор, крепче камня и железа»… или «замыкаю свои слова замками, бросаю ключи под бел горючь камень алатырь; а как у замков смычи крепки, так мои слова метки»…, «Слово каменное, замок железный. Кто тот замок изгложет, слова мои переможет. Так быть сему!»

6) Благодарность.

Техника исполнения

Произносились заговоры вначале «зычным голосом», а потом, особенно лечебные заговоры — «шепотом» (шептания). Хорошо известна практика произнесении лечебных заговоров с использованием техники «горлового пения». Техника широко используется шаманами. Сторонники этого метода утверждают, что божественные силы воспринимают именно эту тональность человеческого голоса. В северной традиции используется техника «пропевания» заговоров. Поэтому маг рунической традиции (Megin Runar) должен обладать развитым слухом, сильным и звучным голосом и даром «убеждения». Последнее не совсем относится к понятию ораторского искусства, а скорее к явлению природного магнетизма, обаяния, харизмы. Традиция наложения проклятий или Magia Maleficio предполагает некую «жуткую» тональность в голосе, выделяющую такого Мага среди прочих. Наиболее этот звук походит на хриплый и неблагозвучный вой, вызывающий у услышавшего чувство сильного дискомфорта и эмоциональной подавленности.

Сборники

Заговоры напечатаны у Сахарова в «Сказаниях русск. народа», т. I; в «Архиве» Калачева, кн. 2; у Тихонравова, «Летопис. рус. литер.», т. IV и V; в сборнике Л. Майкова «Великорусские заклинания»; у Ефименко в «Сборнике малор. заклинаний»; в ст. Щурова «Знахарство на Руси» («Чтения Московского общества истории и древностей», 1867 г. № 4); в «Киевской старине» за 1883—1887 г.; в «Известиях Импер. общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» (т. XXX, в. 2, и др.).

Литература

  • Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. — Нижний Новгород: «Русский купец» и «Братья славяне», 1995. — 560 с.
  • Ермакова Е. Е. Сибирская заговорная традиция (конец XX — начало XXI вв.) / Е. Е. Ермакова; под ред. И. С. Карабулатовой. — Тюмень: Издатель Пашкин, 2005. — 496 с. — [1].
  • Заговоры // Фундаментальная русская бибилотека. Русская литература и фольклор. [2].
  • Кляус В. Л. Публикация русских заговоров 1997—1998 гг. // Живая старина. — 1999. — № 1. — С. 54.
  • Померанцева Э. В. Заговор // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1964. — Т. 2. — Стб. 971—972. — [3].
  • Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост. А. В. Копылова. — М.: РИПОЛ классик, 2003. — 384 с.
  • Соколов Ю., Шор Р. Заговор // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. — Т. 4. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 276—285. — [4].
  • Степанова Н. И. Откуда пришли заговоры // Магия и жизнь. — 2—15 февраля 2009 года. — № 3 (84). — С. 4—5. — [5].
  • Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 1999. — Т. 2. — С. 239—244. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Топоров В. Н. Заговоры и мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Сов. энцикл., 1980. — Т. 1. — С. 450—452.
  • Фудзивара Д. «Настоящее» и «ненастоящее» в русской магической традиции: Пересмотр фольклорной практики // Живая старина. — 2004. — № 2 (42). — С. 16—22. [6].
  • Юдин А. В. Ономастикон русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фольклоре. — М.: МОНФ, 1997. — 319 с. — [7].

Примечания

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

См. также


Заговор (обряд).