Come-to-russia.ru

Неофициальный блог

Живая этика

Жива́я Э́тика, или А́гни Йо́га — синкретическое[1][2] религиозно-философское[1][3] учение[4], объединяющее западную оккультно-теософскую традицию[5] и эзотеризм Востока[5][6][7].

Создателями учения являются Николай и Елена Рерихи. Учение было впервые опубликовано в серии книг, изданных в 1924—38 годах без указания автора[8]. Источниковая база Живой Этики та же, что и «Тайной доктрины» Блаватской, переводчиком которой была Елена Рерих[9].

По утверждению Николая и Елены Рерих, учение Живой Этики возникло в процессе их «бесед» с «Великим Учителем» (известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории[1][5]). Рерихи утверждают, что это общение велось в 1920—1940 годы[3]. Вопрос о существовании человека, которого можно было бы отождествить с Махатмой Морией, до настоящего времени остаётся спорным[10][11]. В процессе создания текстов на первых этапах участвовали все члены семьи Рерихов[12] и использовалось так называемое автоматическое письмо[1][12][13], а дальнейшие записи были получены путём яснослышания[12][14], которым, якобы, обладала Елена Рерих. Позже она утверждала, что сама не пользовалась автоматическим письмом для бесед с «Великим Учителем»[15]. Основу учения Агни Йоги составляют 14 книг с текстами, описываемыми Рерихами как записи этих бесед. Последняя из этих книг, «Надземное», была впервые опубликована в 1990 году.

Религиозно-философские идеи Рерихов привели к образованию во многих странах мира обществ и организаций, основывающих свою деятельность на культурном наследии семьи Рерихов[16]. По своей доминирующей направленности рериховское движение — это новое религиозное движение[17][18][19][20][21][22], религиозно-философской основой которого является Живая Этика[20]. Часть последователей идей Живой Этики отвергают классификацию учения как религиозного[23].

Исследователи причисляют Живую Этику к учениям нью-эйджа[24][25]. Учение послужило также своеобразной базой для формирования в России различных течений «Новой Эры»[20], хотя большая часть этих течений восприняли идеи Живой Этики лишь формально и в произвольной трактовке[20].


Содержание

Первоиздания книг Живой Этики

Книги Живой Этики по месту и году издания:

  1. «Листы сада Мории. Зов». Париж, 1924 г.
  2. «Листы сада Мории. Озарение». /…/, 1925 г.
  3. «Община». Урга (Улан-Батор), 1926 г.
  4. «Агни Йога». Париж, 1929 г.
  5. «Беспредельность, 1 часть». Париж, 1933 г.
  6. «Беспредельность, 2 часть». Париж, 1934 г.
  7. «Иерархия». Париж, 1931 г.
  8. «Сердце». Париж, 1932 г.
  9. «Мир Огненный, 1 часть». Париж, 1933 г.
  10. «Мир Огненный, 2 часть». Рига, 1934 г.
  11. «Мир Огненный, 3 часть». Рига, 1935 г.
  12. «Аум». Рига, 1936 г.
  13. «Братство». Рига, 1937 г.
  14. «Надземное». Манускрипт из 955 параграфов, впервые издан только в начале 90-х годов

Также существуют дополнения к учению Живой Этики:

  • «Криптограммы Востока» — в книге приведены легенды о «Великих Учителях»
  • «Напутствие Вождю»
  • «Письма Елены Ивановны Рерих» — содержат комментарии к основным книгам учения Живой Этики.
  • «У порога Нового Мира»

Основные положения учения Агни-йоги

В Агни-йоге, также как и в теософии Е. П. Блаватской, развиты синкретические религиозно-философские воззрения,[1] поэтому учение Рерихов считается «вдохновлённой теософией формой эзотеризма»,[26] продолжая традицию синтеза философии, науки, религии, культур Востока и Запада. «Один принцип несомненен при определении Агни Йоги — это принцип синтеза» (Е. И. Рерих).

Агни-йога стремится к внутреннему преображению, раскрытию внутренних способностей, пытаясь овладеть космической энергией — Агни. Цель учения — стимулирование эволюции человечества ко все более высоким формам космического бытия, для чего в текстах даются наставления по необходимому образу жизни.[1] В основе системы верований Агни-йоги лежит теософская концепция беспредельной и бесконечной Вселенной, проявляющейся в повторяющихся циклах создания и распада материальных форм, что на общечеловеческом уровне означает подъём и упадок цивилизаций, а для индивидуума — реинкарнацию души.[26]

Структура мира

Духовный огонь, Агни, — фундаментальное понятие Агни-йоги. Он считается источником всех форм и явлений во Вселенной:

Тонкое изучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь. … Материя утверждается как огненная субстанция, и каждый мыслящий дух не будет отрицать силу высшую, которая есть Огонь. (Мир Огненный III, 60)

В учении даётся следующая структура мира[1]:

  1. «Человеческий земной мир» — материальный мир, являющийся вторичным по отношению к «Тонкому Миру» и лишь тенью «Огненного Мира».
  2. «Тонкий Мир» — этот мир населён существами разного уровня развития без плотных физических тел, соответствует «астральному уровню».[3] Тёмные существа из низших слоёв «Тонкого Мира» считаются очень опасными, так как они «могут направить мысль на земных воплощенных» и тем побудить их совершить преступления и грехи.
  3. «Огненный Мир» — ментально-духовный мир,[3] наиболее высокий и совершенный; первичный мир по отношению к «Тонкому Миру». Этот мир состоит из высшей психической энергии («субстанции огня») и также наполнен «существами разных эволюций».
  4. «Высшие сферы» — станут доступными и понятными только на более высоких ступенях совершенства человечества.

Все миры взаимопроникают друг в друга, но чтобы воспринимать надчеловеческие миры, необходимо огненное сознание. Человечество своим состоянием психики влияет на другие миры, отравляя их своим несовершенством духа. Потому большое внимание в учении уделяется внутренней работе человека над собой, самосовершенствованию.[1]

Учение об иерархии и Шамбале

Учение о космической иерархии — одна из основ Агни-йоги, где иерархией называется «закон Мироздания» и «планомерное сотрудничество».[27] Считется, что духовной основой мира, благодаря которой происходит движение по направлению совершенствования, является «Иерархия Света», «Братство», «Высокие Духи», объединившиеся ради труда на общее благо.{{[3]}} Иерархия есть духовная «Лестница Иакова», по которой восходит человеческий дух в устремлении к источнику Света и в познании истины, что предполагает расширение и очищение сознания, утончение восприятий и постоянное устремление духа.[3]

«Иерархия Света» состоит из разумов на различных ступенях эволюции и проходит через всю структуру мира.[1] На высших ступенях лестницы стоят Иерархи, которые прошли путь эволюционного развития и теперь помогают выполнить эту задачу другим, воплощаясь на Земле в различные исторические эпохи, чтобы восстановить чистоту истины. Воплощениями таких иерархов в Живой этике считаются основатели религий, великие философы и общественные реформаторы. Местом обитания представителей иерархии, учителей человечества, является Шамбала, почитание которой является одной из важнейших основ Агни-йоги.[28]

В учении говорится, что «Иерархия Света» ведёт борьбу с противостоящими ей силами хаоса и «Иерархией Тьмы», стремящимися замедлить эволюцию человечества, навредить делам «Иерархии Света». Воплощенные на Земле «черные ложи» «Тёмной Иерархии» имеются по всей планете, и близится финальная битва сил Света и Тьмы.[1]

Учение о человеке и карме

Учение Агни-йоги предполагает веру в реинкарнацию. Человек считается продуктом длительного эволюционного развития через многие перевоплощения в разных личностях на протяжении миллионов лет. Наслоения этого огромного количества неосознаваемой информации образуют в глубинах духа человека «спящую мудрость».[1]

Важнейшим законом для людей называется закон кармы, которая представляет собой сложное переплетение карм рас, племён и личностей, кармы давней и настоящей. Считается возможной определённая регуляция кармы.

Согласно Живой этике перед человечеством стоит задача построения моста между «тонким» и «плотным» мирами, таким образом сближая их. После этого станет возможным общение с «Высшими Мирами».

Этическое учение

Большое внимание в учении Живой этики уделяется внутренней работе человека над собой, его самосовершенствованию и эволюционному развитию для достижения «Высших Миров». Работа над собой начинается с избавления от негативных качеств и привычек, потому что именно эти вдохновения «Тьмы» отделяют человеческий мир от «Высших Сфер». Например, требуется[1]:

  • преодолеть злобу, сомнение, недоверие, нетерпение, лень и другие негативные качества,
  • исключить хулу на ближнего и кощунство на высшее, как порождающие «черное пламя», пожирающее «светлую ауру»,
  • освободиться от чувства собственности «опытом жизни и почитанием Иерархии».

Другим существенным аспектом этического учения Агни-йоги является преображение жизни через утверждение общечеловеческих ценностей, через культурное действие, которое будет общим для всего человечества несмотря на многообразие обычаев, верований и языков.

Согласно учению Агни-йоги, следование этическим принципам представляет собой главное средство для духовной и физической эволюции человека и человечества.

Религиозно-философские истоки и предшественники


С 1901 года начинается совместный путь Н. К. и Е. И. Рерих по изучению культур России и Индии, познанию мирового религиозно-философского наследия[29]. В конце XIX и в начале XX веков значительным религиозно-философским и культурным явлением стала теософия — синкретическое религиозно-мистическое[30], оккультное[31] учение, автором которого была Елена Блаватская и её единомышленники[32]. Николай и Елена Рерихи, на мировоззрение которых большое влияние оказали традиционные восточные религиозно-философские концепции, прежде всего в изложении Рамакришны и Вивекананды, а также такие значимые на Востоке тексты, как Бхагавад-гита и Ламрим Ченмо[33], были увлечены идеями этого нового учения. Их привлекала не только его религиозная и философская сторона, но также поэтические и эстетические следствия теософской мысли[32]. Впоследствии ими был создан собственный доктринальный вариант теософии — Агни Йога (Живая этика)[32]. Исследователи находят в учении Живой Этики преемственную связь с основными положениями классической индийской философии, а также с отдельными важными положениями буддизма, даосизма, конфунцианства, христианства, философии Платона[34][35].

В 1921 году в Берлине вышел сборник стихов Н. К. Рериха «Цветы Мории», состоящий из поэмы и трёх циклов[36], ставший единственным прижизненным поэтическим изданием художника. Стихи «Цветы Мории», как и картины Н. К. Рериха, пронизаны идеями учения Живой Этики и могут рассматриваться как пролог к этому учению[37].

Духовные поиски, продолжавшиеся во время странствий и жизни семьи Рерихов в Индии, Тибете, других восточных странах, привели их к созданию учения Живой Этики, представляющего собой избранные беседы с Учителем Морией[5][14][38][аффилированный источник? 369 дней]. По словам Н. К. и Е. И. Рерихов, они являлись лишь посредниками в передаче текстов, записанных в изменённых состояниях сознания под диктовку Учителя, а потому имеющих трансцендентальное происхождение[1]. Реальность существования человека, с которым можно было бы отождествить Великого Учителя, до настоящего времени остаётся спорной.

Живая Этика и русский космизм

Русский космизм — течение российской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной[39] и органично, по мнению его приверженцев, соединяющем человека и космос[40]. Многие исследователи относят учение Рерихов к направлению русского космизма[41], а некоторые — к его концептуальному ядру[42].

Одними из представителей космизма в искусстве считаются художники объединения «Амаравелла» (1923—1928)[43]. Значительное влияние на творчество «Амаравеллы» оказала встреча в 1926 году в Москве с Николаем Константиновичем[43] и Еленой Ивановной[нет в источнике] Рерихами и знакомство с учением Агни Йоги[44][аффилированный источник? 369 дней]. Новый расцвет космизма в художественном творчестве начался, по мнению последователей Рерихов, в конце 1980-х годов. С момента своего окончательного открытия в 1997 году Музей имени Н. К. Рериха регулярно предоставляет свои залы современным художникам-космистам[45][аффилированный источник? 369 дней].

Некоторые искусствоведы — последователи Агни Йоги, полагают, что есть предпосылки для формирования школы философии искусства, основанной на развитии идей учения. По их мнению, большинство произведений, которые человечество относит к шедеврам, независимо от видов и жанров, времени и стилей, были созданы в художественно-философском ключе, ориентирующемся на признание высших ценностей и прямое утверждение их в творчестве, и Живая Этика может быть интерпретирована как база для утверждения и обоснования этой линии в искусстве[46][неавторитетный источник?][аффилированный источник? 369 дней].

Д.ю.н. проф. М. Н. Кузнецов и д.ю.н. И. В. Понкин дали заключение «по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма», в котором отмечен широчайший размах этой «квазирелигиозной идеологии», указано на тесные связи «ноосферизма» с оккультно-религиозным учением «русского космизма» и с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов[47].

Рериховское движение

Рериховское движение — новое религиозное движение[32][19][21][48], основой которого является религиозно-философское[1][3][2] учение Николая и Елены Рерихов Живая этика (Агни-Йога)[20][49]. Движение не имеет строго организованной структуры и включает несколько различных направлений, от культурологических и гуманистически-мировоззренческих до религиозно-мистических и мистико-оккультных[20].

Возникновение рериховского движения

Рериховское движение, которое некоторыми исследователями[50][51] называется также Агни Йогой или Живой этикой, было организовано Рерихами в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига)[52][53], Франция (Париж), Болгария (София). В 20-е и 30-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Живой этики. Рериховские общества, кружки и группы существовали также в Германии[54], Швейцарии («Корона Мунди»)[54], Эстонии[55], Маньчжурии (Харбин)[56]. Существовал также «Европейский Центр Музея Академика Н. К. Рериха»[57]. С 1935 года, после прекращения поддержки Рериха со стороны Луиса Хорша[58] и Генри Уоллеса, движение пошло на спад.

Возрождение Рериховского движения

В послевоенные годы рериховское движение почитателей Агни Йоги (Живой этики) развивается в русле общих тенденций нью-эйджа. В Нью-Йорке в 1946 году было зарегистрировано Общество Агни Йоги (англ. Agni Yoga Society)[59], а в 1949 году там же был возрождён музей Николая Рериха, основанный по инициативе американских сотрудниц Рерихов — Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе и Зинаиды Фосдик[60]. Сегодня рериховские организации работают в некоторых странах Европы, Америки и Азии, а также в Австралии[60][61]. Рериховские общества существуют в таких странах бывшего СССР, как Белоруссия, Украина, Казахстан, Грузия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония[62].

В советских республиках рериховское движение как таковое начало активно развиваться только в период «перестройки» в конце 80-х годов. Но фундамент движения в СССР заложил ещё Юрий Рерих (1902—1960), известный востоковед, старший сын Николая и Елены Рерихов. Начиная с 1960-х годов сформировались отдельные группы по изучению и разработке рериховского наследия. Новый импульс развитию рериховского движения придал проживавший в Индии известный художник и общественный деятель Святослав Рерих (1904—1993), младший сын Николая и Елены Рерихов, неоднократно приезжавший в СССР с выставками картин, своих и отца. По его инициативе в 1989 году в Москве был создан Советский Фонд Рерихов, в который Святослав Рерих передал культурное наследие своих родителей[49]. После того, как в 1991 году Советский Фонд Рерихов фактически прекратил своё существование, по инициативе части его учредителей, прежде всего Л. В. Шапошниковой, была создана общественная организация Международный Центр Рерихов (МЦР)[63], которая заявила свои права на наследие Рерихов в России. Впоследствии судебными органами МЦР не был признан правопреемником Советского Фонда Рерихов[64], однако продолжает добиваться прав на наследие Рерихов, считая, что таким образом он выполняет их волю.

В России

В первые десятилетия своего существования (1920-1975) рериховское движение привлекало к себе внимание лишь узкого круга мистически настроенной интеллигенции, а также почитателей творчества Николая Рериха и сторонников его идей защиты и сохранения культурного наследия[20][49]. С середины 1980-х годов произошла значительная демократизация и расширение движения в России: костяк из интеллигенции и служащих пополнился студенческой молодёжью и рабочими. Оно распространилось не только по крупным городам, но и в провинции, насчитывая к концу XX века в своих рядах более 5000 организаций, в основном культурно-просветительского направления[20].

В России рериховское движение, причисляемое рядом исследователей к нью-эйджу[65][51], оказало значительное влияние на развитие нью-эйджа в России[66][67][68]. В 2002 году рериховское движение пережило раскол, во многом обусловленный спорами о рериховском наследии[69], и разделилось на несколько конкурирующих направлений. Одно из них, с культурологическим уклоном, возглавила Людмила Шапошникова, директор музея при общественной организации Международный центр Рерихов в Москве; другое, с центром в Новосибирске, — Юрий Ключников[70]; духовным лидером и символом третьего направления стала Зиновия Душкова (Е. Бондаренко) из Приморья. Для рериховского движения в России, как и для всего современного нью-эйджа, характерно отрицание своей религиозности и «социальная мимикрия» под общественно-гуманитарные учения и практики — культурологические, просвещенческие, оздоровительные, спортивные, образовательные и другие[21]. Рериховцы проводят регулярные культурологические мероприятия (организация выставок картин Рериха, конференции его памяти и его духовного наследия), организуют широкое издание книг, периодики о своём религиозно-философском движении[21].

Классификация

В современной России существует огромный спектр качественно разнородных объединений, течений, обществ, центров, музеев и отдельных представителей, обращающихся к культурному, духовному и мистическому наследию Рерихов, но существенно различающихся по своим доктринальным положениям, культовой и социальной практике: от разнообразных культурно-просветительских, до неомистических и откровенно оккультных[20][49].

Исследователи выделяют два качественно различных направления в современном рериховском движении:

  • организации и общества, одновременно с продвижением религиозно-философских идей Рерихов занимающиеся культурологической, культурно-просветительской и научно-педагогической деятельностью;
  • организации и общества, основанные на теософско-мистическом аспекте учения Рерихов, изучающие и применяющие различные оккультные практики.

Наиболее вероятными тенденциями некоторыми исследователями признаются: дальнейшее развитие культурологического и гуманистическо-мировоззренческого направления в рериховском движении, с постепенным ослаблением и дальнейшим распадом религиозно-мистических и мистико-оккультных группировок[20].

Культурно-просветительское направление

Рериховская концепция культуры основана на слиянии ранних историко-культурологических воззрений художника с религиозно-философскими идеями учения Живой этики (Агни Йога)[71][72]. Согласно Агни Йоге, создание, сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является одной из важнейших задач и одним из важнейших устоев эволюции человечества[72][73].

Признание Рерихами приоритетной роли культуры в развитии человечества получило своё практическое развитие в общественно-культурной деятельности Николая Рериха, который стал основателем нескольких культурных и научных центров и институтов, инициатором международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя мира». Знамя Мира — символ Международного Пакта охраны культурных ценностей, предложенного Николаем Рерихом в 1929 году и подписанного в 1935 году странами американского континента (в том числе США). В 1954 году на основе этого Пакта была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. Тем самым идеи Пакта Рериха были введены в юридическую практику мирового сообщества, сыграв важную роль в пропаганде и защите ценностей культуры[16][74][75].

Деятельность Рерихов привела к образованию во многих странах мира обществ и организаций, основывающих свою деятельность на практической реализации рериховской концепции культуры[16]. Особое развитие это направление рериховского движения получило в России и странах бывшего СССР, где оно ведёт культурно-просветительскую работу, издаёт газеты, журналы, книги, выпускает видеофильмы, проводит выставки картин, а также семинары и конференции, направленные на пропаганду и развитие религиозно-философских и эзотерических идей Агни Йоги и рериховского духовного наследия в целом[76][аффилированный источник?]. Основная установка этой части рериховских организаций делается на решение насущных проблем современности, улучшение окружающего мира, личного самосовершенствования и развитие гражданского самосознания[20].

Оккультно-мистическое направление

В российских исследованиях современного рериховского движения в России отмечается, что среди организаций и обществ, заявляющих о своей культурологической, культурно-просветительской и научно-педагогической направленности, были выявлены неорелигиозные течения, в названиях которых зачастую имена Рерихов не отражаются, но в содержании вероучений, культовой практике и социальной деятельности которых обнаруживается непосредственная апелляция к именам и теософскому компоненту учения Рерихов. Эти группы и организации исследователи делят на являющиеся типичными нью-эйджевскими эклектическими неорелигиозыми объединениями, и на являющиеся псевдорериховскими. При этом отмечается, что хотя рериховская доктрина стала своеобразной идейно-теоретической базой для такого рода неорелигиозного творчества, но большинство рассмотренных движений лишь формально используют её установки и понятия, произвольно их трактуя. И хотя онтологические и космологические построения во многих этих течениях связаны с доктриной Рерихов, но большей частью лишены оригинальности, являясь соединением элементов различных учений (язычества, христианства и буддийской метафизики) в единое целое[20].

Часть этих новых движений лишь формально использовала имя Рерихов как символ причастности к оккультно-теософской доктрине. Например, руководитель Белого Братства Мария Деви Христос назвала себя воплощением Елены Рерих[67].

Живая этика в представлении сторонников учения

Теоретическую базу для научного подхода к изучению космических законов, к пониманию хода космической эволюции человечества, особенностей, причин и роли человека в её сложнейших процессах даёт философия Космической Реальности, изложенная в 14 книгах монографии, известной как Живая Этика. Эта работа Рерихов (в соавторстве с пока неизвестными нам другими именами) даёт изложение основных принципов нового, космического, мышления.[77][аффилированный источник? 369 дней]

— А. С. Коротеев, академик РАН, президент Межрегиональной общественной организации «Российская Академия космонавтики им. К. Э. Циолковского»

Надёжнейший источник этических норм — это труды великих гуманистов всех веков и народов, учение Христа, жизнь и деятельность таких гениев человечества как Лев Толстой и Федор Достоевский, Микеланджело и Николай Рерих, Махатма Ганди и Джавахарлал Неру, Сергий Радонежский, мать Тереза и Мартин Лютер Кинг.[78]

А. А. Никонов, академик РАН, президент ВАСХНИЛ, министр сельского хозяйства Латвии

Важную роль в процессе обновления мышления сыграли труды выдающихся российских художников, учёных, философов, создателей космизма. Среди них почётное место занимают имена Рерихов. Новая мировоззренческая парадигма, космическое мышление сформировались как система познания, во многом опираясь на феномен Живой Этики ― научно-философской системы, объединяющей разные уровни реальности в единое целое: человека и планету, планету и космос, микрокосм и макрокосм.[79]

— В. М. Плоских, академик, вице-президент Национальной академии наук Кыргызской Республики,
директор Института мировых культур
— В.И.Нифадьев, ректор Кыргызско-Российского Славянского университета,
академик Национальной академии наук Кыргызской Республики

Некоторые философы считают, что Агни Йога основана на идеях древних эзотерических школ[5][80].

Последователи Агни Йоги утверждают, что идеи Агни Йоги не сводятся ни к одному из предшествующих религиозных, философских и эзотерических учений, но синтезируют их[81][аффилированный источник? 369 дней]. Вице-президент Международного центра Рерихов Людмила Шапошникова утверждает, что Агни Йога находится как бы «вне»: вне конфессий, вне традиционного эзотеризма и вне официальной философии, строя на их основе, на достижениях научной мысли, на достижениях русской философии Серебряного века новое оригинальное мировоззрение, называемое «Философией космической реальности»[82][аффилированный источник? 369 дней].

По мнению некоторых философов, двойное название учения — Живая Этика и Агни Йога — указывает на две главные стороны человеческого совершенствования — этическое преображение, принятие нравственных основ бытия и овладение так называемой психической энергией, то есть внутренним психо-энергетическим потенциалом самого человека[7].

Некоторая часть приверженцев позиционирует Живую этику как синтетическое научно-философское учение, дающее, по их мнению, новые мировоззренческие основы для развития науки[83].[аффилированный источник? 369 дней]

Полемика

Русская православная церковь и учение Живой Этики

Русская православная церковь относит «Живую этику» к новым религиозным движениям оккультно-теософского характера, являющегося продолжением учения Е. П. Блаватской «Тайная доктрина». РПЦ заявляет о проникновении учения в государственные, общественные организации, в систему образования[84].

Позиция Русской православной церкви в отношении учения Живой Этики была сформулирована на Архиерейском соборе 2 декабря 1994 года[85]:

5. … Возродилось язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвящённых. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой.
[…]
13. освящённый Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви[86].

Архиерейский собор Русской православной церкви от 2 декабря 1994 года ставит последователей «Учения живой этики» в ряд прочих анафематствованных церковью людей[86][87]. Частные же мнения различных богословов в оценке данного Определение расходятся[88][89][90].

Наиболее известным оппонентом учения Живой этики со стороны Русской православной церкви является профессор богословия, кандидат философских наук протодиакон А. В. Кураев, посвятивший полемике множество статей, выступлений и отдельную монографию[91].

Критика

Попытки приверженцев Живой Этики представить это учение как часть научного знания вызывают резкую критику:

  • Позиционируя в качестве научной истины свои доктрины, противоречащие научной картине мира, Живая Этика в настоящее время выступает как псевдонаука[100][101][102].
  • Псевдонаучной также является деятельность сторонников, которые пытаются придать научный статус ненаучным доктринам Живой Этики[96][100] и привлекают ряд псевдонаучных теорий, таких как «торсионные поля»[103][104] и «биополя»[92][96][101], для объяснения якобы существующих явлений.
В современной социологии стали появляться работы, в которых содержатся попытки обратить внимание исследователей на некие эзотерические идеи, без которых, мол, нам не обойтись. Живое Слово, Живая Этика, Высший Разум, Абсолют и другие подобные термины предлагается внедрить в научно-исследовательскую практику. При этом не утруждают себя вопросом, а как это сделать. В результате поле социологии (особенно её теория и методология) засоряется соображениями, далекими от науки.

Институт социологии РАН[92]

Грозные нотки в письмах и трудах Рерихов так и дышат революционным гневом и революционной нетерпимостью. Их симпатии к большевизму также симптоматичны для того времени. Ими страдали многие интеллигенты — вершители дум той эпохи. Кстати, сегодня это создает большие трудности для современных последователей Живой Этики, заставляет их маскировать большевистские пристрастия Рерихов и их нетерпимость к иным, чем их собственные, идеям, религиозным убеждениям, книгам (планируемая чистка библиотек), умалчивать о тоталитарном характере рериховской Общины, в которой управление людьми должно осуществляться путём психического зомбирования.

Фесенкова Л. И. Сциентизация эзотерики и псевдонаука[92]

Популяризация такого рода «материалистической» картины мира означает пропаганду непрофессиональных, псевдонаучных представлений. Именно они, а не представления науки, внедряются в массовое сознания и получают статус «научности» в глазах рядового члена общества, не обремененного научным образованием. Этот процесс поддерживается средствами массовой информации, проповедующими астрологию, алхимию и эзотерические учения. Об опасном для общества проникновении псевдонауки во все слои общества предупреждает обращение Президиума Российской академии наук к научным работникам, учителям и всем членам российского интеллектуального сообщества, призывающее к активной борьбе с фальсификацией науки магией и оккультизмом…[105]

Вчитываясь в тексты теософии и Живой Этики, мы приходим к выводу, что они только на первый взгляд повышают значимость индивида, на деле же все обстоит совершенно иначе. Учение, провозглашая тезис о безграничных возможностях человека и санкционируя его духовное совершенствование, в то же время полностью лишает его свободы. Каждая мысль индивида контролируется. Ни одно действие не остаётся без оценки. Самое существование его зависит от решений Высшего Разума. Эволюция души человека протекает под неусыпным контролем высших сил, начиная с первого воплощения. Так, свободолюбивые мечты о высоком метафизическом достоинстве человека, о его светлой миссии во Вселенной оборачиваются максимальной несвободой — глобальной космической тюрьмой, из которой некуда бежать.

Фесенкова Л. И. Сциентизация эзотерики и псевдонаука[92]

С одной стороны, Рерих действительно был великим и очень интересным человеком как художник и мыслитель. Но с другой стороны, он пытался построить собственную антропософию как некое полурелигиозное и эзотерическое учение, и именно эту, парарелигиозную сторону его наследия я считаю не очень здоровой. Хотя его деятельность вписывается в общую тенденцию начала XX века, когда рождалось много новых религий. Традиционная наука не подтверждает «открытий» Рериха в области медицины, психологии и антропологии. Все исследования, которые он проводил, не получили оценку независимой экспертизы. То, что он сотрудничал с великими учеными своего времени, — ещё не доказательство истинности его утверждений. Любой человек может переписываться с ученым. Учение Рериха о Живой Этике — это противоречивая смесь научных, антинаучных, паранормальных и квазирелигиозных утверждений.

Кувакин В. А., член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой, «Итоги», № 32, 4.08.2008[102]

Интересные факты

Книга Учения Живой Этики «Община», находившаяся на борту орбитальной станции «Мир»

Литература

Публикации сторонников

  • Публикации о Живой Этике
  • Андреева А. Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики: дис. … канд. педагог. наук / Москов. гос. открытый педагог. ун-т. − М., 1996. — 122 с.
  • Андреева А. Г. Живая Этика — учителям: воспитание культуры мышления // Мир образования. 1997. № 4. С. 49-52: ил.
  • Аблеев С. Р. Фундаментальные философские основания концепции космической эволюции человека: сущность, зарождение и историческое развитие. // Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук в форме научного доклада. — Тула: ЮК РС МПА, 2000.
  • Башкова Н.В. Доктрина сердца в Учении Живой Этики: опыт филос. систематизации // Восход. 2010. № 6/7 (194/195). С. 6–11.
  • Башкова Н. В. Проблема преображения человека в философии русского космизма (В. И. Вернадский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, К. Э. Циолковский): автореф. дис. … канд. филос. наук / Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. — Тула, 2004. — 22 с.
  • Башкова Н. В. Развитие сознания в философской антропологии и педагогике Живой Этики // Осознание культуры — залог обновления общества. Научный поиск в едином культурном пространстве: материалы 11-й Междунар. науч.-практ. конф. 16-17 апр. 2010 г. Севастополь, 2010. С. 162—170.
  • Ритм и гармония: идеи учения Живой Этики и современная научная картина мира // Рериховские чтения. Материалы международной общественно-научной конференции 1997. М.: МЦР, 1999. С. 78-91.
  • Буйко Т. Н. Педагогика Живой Этики и западная традиция образования: диалог традиций и поисков // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления: сб. науч. тр. Минск, 2005. С. 392—409.
  • Гиндилис Л. М., Объединенный научный центр проблем космического мышления: идеи Живой Этики входят в научный оборот.
  • Гиндилис Л. М. Русский космизм и Живая Этика // Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века: материалы Междунар. науч.-обществ. конф. 2003. В 3 т. М., 2004. Т. 2. С. 47−70.
  • Гиндилис Л. М. Научное и метанаучное знание. — М.: Дельфис, 2012. — 576 с.
  • Гиндилис Л. М., Фролов В. В., Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России. // Вопросы философии. 2001. № 3.
  • Денисова П. Учение Живой Этики о воспитании сердца // Наука и новое мышление XXI века: материалы юбил. общест.-науч. конф. Тольяттинского отд. Междунар. Центра Рерихов. 4-5 окт. 2003. Тольятти, 2004. С. 220—236.
  • Живая Этика и наука. Вып. 1. — М.: МЦР, Мастер-Банк, 2008. — 528 с. ISBN 978-5-86988-189-2
  • Жигота В.Э. Философия творчества Живой Этики и традиция трансцендентально-эволюционного космизма // Тр. Объединенного научного центра проблем космического мышления. М., 2007. Т. 1. С. 155–227.
  • Иванов А. В., Живая Этика как метазнание // В защиту имени и наследия Рерихов. Материалы международной научно-общественной конференции. 2001. М.: Международный Центр Рерихов, 2002.
  • Иванов А. В. Православие и Живая Этика: сущность расхождений и перспектива диалога // Дельфис. 2000. № 1(21). С. 4−7: ил.
  • Лащенко Н. Д. Философско-педагогические взгляды Е. И. Рерих: дис. … канд. пед. наук / Белгород. Гос. ун-т. — Белгород, 2001. − 169 с.
  • Лебеденко А.А. Философия сердца в русской мысли и философской системе Живой Этики // Живая Этика и наука: материалы Междунар. науч.-общест. конф. 2007 / МЦР. М., 2008. C. 460−477.
  • Мальбахова И.Х. Биоэтические проблемы в контексте «Живой Этики» Н.К. Рериха // Науч. пробл. гуманитар. исслед. 2008. № 9. С. 98–103.
  • Новиков А. А. Проблема культуры в философии Живой Этики // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 1999. № 3. С. 15-17.
  • Маслов Е.С. О некоторых чертах новейшей эсхатологии (на материале творчества Н.К.Рериха и Е.И.Рерих) // Человек и общество в современном мире: (парадоксы соц.-философ. дискурса): сб. ст. молодых ученых. Казань, 2006. С. 151–161.
  • Мальбахова И. Х. Биоэтические проблемы в контексте «Живой Этики» Н. К. Рериха // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. № 9. С. 98-103.
  • Митюгова Е.Л. К вопросу об истоках философского учения Н.К. и Е.И Рерихов // Философия в России ХIX – начала ХХ вв. М., 1991. С. 113–119.
  • Павлов А. Ю. Концептуальные основания онтологии и гносеологии в Живой Этике: дис. … канд. филос. наук / Алт. гос. ун-т. — Барнаул, 2004. — 149 с.
  • Парошина Р. А. Духовность человека в контексте философско-этического учения Живой Этики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2006. № 1. С. 43-50.
  • Парошина Р. А. Учение Жизни как источниковедческая основа педагогико-антропологических исследований // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. 2006. № 4. С. 133—138.
  • Парфенова А. И. Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX — начала ХХ века: дис. … канд. культурологи / С.-петерб. гос. ун-т культуры и искусств. — СПб., 2001. — 169 с.
  • Плетухина Е.Г. Некоторые аспекты применения педагогических идей Учения Живой Этики в процессе музыкально-художественного образования // Продуктивное образование: проекты в продуктивном образовании: сб. науч. ст. М., 2005. Вып. 5. С. 227−232.
  • Позднева С.П., Хотинская Г.А. Идеи синтеза в философском наследии Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, Н.К. Рериха // Русская философская мысль конца XIX – начала XX вв.: сб. ст. Саратов, 1993. С. 14–18.
  • Сабадаш Ю. С. Естетичні засади «Живої Етики» Миколи Реріха": дис… канд. філос. наук: 09.00.08 / Приазовський держ. технічний ун-т. — Маріуполь, 2000. — 173 арк.
  • Самохина Н.Е. Проблема Человека в Агни-Йоге: дис… канд. филос. наук / МГУ. – М., 1993. – 154 с.
  • Соколов В. Г. Парадигма культуры в философском наследии Е. И. Рерих и Н. К. Рериха: автореф. дис. … канд. филос. наук / Харьков. гос. акад. культуры. − Харьков, 2008. − 20 с.
  • Соколов В. Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Живая Этика и наука: материалы Междунар. науч.-общест. конф. 2007. М., 2008. C. 525−554.
  • Томша Э.А. Эволюционное значение музыки в свете идей Живой Этики // Идеи космизма в философии, науке и искусстве: история и современность: материалы междунар. науч.-обществ. конф. СПб., 2009. С. 107−116.
  • Трофимова Е. А. Этическое учение Н. К. Рериха: автореф. дис. … канд. филос. наук / ЛГУ. − Л., 1990. − 16 с.
  • Труды Объединенного Научного Центра проблем Космического Мышления. Т.1. — М.: МЦР, Мастер-Банк, 2007. — 6444 с., илл.
  • Космическое мышление и новая система познания // Живая Этика и наука. Вып. 1. — М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2008. — С. 14-40.
  • Шапошникова Л. В. Философия Космической Реальности // Бюллетень комиссии по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского. М., 2005. № 18. С. 82-98.
  • Шапошникова Л. В. Основные особенности философии Живой Этики // Культура и время. 2007. № 4. С. 62−69.
  • Шаров Д. А. Живая Этика Рерихов: автореф. дис. … канд. филос. наук / Ин-т философии. − М., 1994. − 24 с.
  • Шибаева М.М. Русский космизм и духовное наследие Н.К.Рериха: мотивы созвучия // Культура и время. 2003. № 3/4 (9/10). С. 45−51.
  • Шлемова Н. А. Эстетические воззрения в Учении Живой Этики: дис … канд. филос наук / Московский государственный университет сервиса. — М., 2005. — 165 с.
  • Фалев Е.В. Принцип вмещения противоположений в буддийской философии и в Живой Этике // Восход. № 11/12 (187/188). 2009. С. 38–42.
  • Федотов А.В. Живая Этика и буддийская Винная: (опыт сопоставления) // Живая Этика и наука: материалы Междунар. науч.-общест. конф. 2007. М., 2008. C. 500–506.
  • Фролов В. В., д.ф.н. Ноосферное образование и учение Живой Этики // Три ключа: пед. вестн. М., 2000. Вып. 4. С. 121—126.
  • Фролов В. В. Философия Живой Этики и Центрально-Азиатская экспедиция Н. К. Рериха // 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха: материалы Междунар. науч.-общест. конф. 2008. М., 2009. С. 97−106.
  • Хачатрян А. С. Проблема женщины и семьи в философии Живой Этики: социально-философский аспект: автореф. дис. … канд. филос. наук / МГУ. — М., 1998. — 26 с.
  • Хачатрян А. С. Воспитание и образование учащихся по методике учения Живой Этики. М., 1998. — 27 с.
  • Хомелев Г.В. Живая этика: философское мировоззрение и система нравственных принципов Агни Йоги: текст лекций / Санкт-Петербург. ун-т экономики и финансов. Каф. философии. − СПб.: Изд-во СПб. ун-та экономики и финансов, 1994. − 108 с.: ил.
  • Яншин А. Л., академик РАН. Живая Этика — мировая этическая система // Перед Восходом. 1996. № 5. С.2.

Публикации критиков

  • Лункин Р. Н., Филатов С. Б. Рерихианство: синтетическое мировоззрение или новая религия? // Религия и общество: Очерки современной религиозной жизни России / Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. М.-СПб.: Кестонский институт; Летний сад, 2002. С. 450—469.
  • Лункин Р. Н. Рериховское движение // Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М.: Кестонский Институт; Логос, 2003.
  • Лункин Р. Н., Филатов С. Б. Рериховское движение в России: Восстановление связи времен // Вопросы философии. 1999. № 12. С.63-73.
  • Уроки сектоведения. — Санкт-Петербург: Формика, 2002. — 448 с. — ISBN 5-7754-0039-9
  • Питанов В. Ю. Суд совести: агни-йога против христианства

См. также

Ссылки

  • Тексты трудов Рерихов (по первоизданиям)
  • Е. И. Рерих о Живой Этике (выдержки из писем).

Организации и фонды

  • Благотворительный фонд имени Елены Ивановны Рерих (Москва)
  • Благотворительный фонд поддержки космического мышления (Москва)

Научные конференции

  • Международная научно-общественная конференция «Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века». (Материалы конференции)Международный Центр-Музей имени Н. К. Рериха, 2003 г.
  • Конференция «Живая Этика и наука» (Материалы конференции) в Музее имени Н. К. Рериха на сайте Международного Центра Рерихов и на сайте «Музеи России» 7-10 октября 2007 г.

Критические

  • Двуреченская Н. Д., Двуреченский О. В. И.А.Ефремов и оккультизм // НКК «Красная Застава»

Примечания

  1. ↑ § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
  2. ↑ Религиоведение. Тема 14. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия. СПб ГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича // dvo.sut.ru. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 29 августа 2011.
  3. ↑ Агни Йога // Новейший философский словарь. Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  4. В источниках встречаются другие определения Живой Этики (Агни Йоги) —
    • духовно-нравственное учение в рамках оккультно-теософской традиции знания и эзотерической мудрости Востока — Живая Этика // Новая философская энциклопедия. ИФ РАН, 2001,
    • нравственно-духовное учение — Живая Этика // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1995. — 624 с.— ISBN 5-02-013025-7,
    • духовно-философское учение — Рерих Елена Ивановна // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004,
    • философско-этическое учение — § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
    • религиозно-мистическое учение — Родюков А. Ф. Тема 14. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия. / А. Ф. Родюков. Религиоведение. СПб ГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 29 августа 2011.
    • философско-мистическое учение — Философский мистицизм. Глава V Части четвертой. «Религиозная философия». Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Республика, 2003. Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012. Проверено 25 сентября 2011.
    • нравственно-философское и религиозно-эстетическое учение о культуре — Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян.— 3-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2001.-511 с. ISBN 5-06-003475-5
    • Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. — Leiden: Brill. 2004. 573 pp. стр.103. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0, ISBN 90-04-13638-X.
      «The Roerich’s new religious movement, Agni Yoga, revolved around the purported fire worship of Shamballa»
    • религиозное направление, основанное на восточных религиозных течениях — (Krawchuk, Andrii Religious life in Ukraine: Continuity and change. // Religion in Eastern Europe. Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012. Проверено 26 июля 2011.
      «Eastern-based religious orientations, such as Krishna Consciousness, Transcendental Meditation, and the so-called Agni Yoga „Living Ethic“ of the followers of the Hindu-inspired teachings of the Russian thinker Nicolai Rerich»)
    • учение, относимое к оккультному движению Судьбы христианства в современной России в контексте глобализационных процессов. // Новые российские гуманитарные исследования, 2007, № 2. Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012. Проверено 25 сентября 2011.
    • философско-религиозное учение, выражающее традицию Новые религиозные движения // Кафедра государственно-конфессиональных отношений, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2009.
    • оккультная доктрина — Hagemeister M. Russian cosmism in the 1920s and today / Rosenthal B. G. (ed.) The occult in Russian and Soviet culture.— Cornell University Press, 1997.— 468 p.— p.199.— ISBN 080148331X, ISBN 9780801483318. (Information and Interdisciplinary Subjects Series)
    • антигуманное и асоциальное оккультно-религиозное учение — Гражданско-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н. И.В. Понкин.— М.: Региональный фонд поддержки мира и стабильности во всем мире; Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2008.— 446 с.— С. 181.
    • надконфессиональная религиозная философия — Иванова И. И. Религиозная философия: Учеб. пособие. — Бишкек, 2001. С. 32—40.
    • и т. д.
  5. ↑ Живая этика // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
  6. Живая Этика // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999. — 656 с.
  7. ↑ Живая Этика // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1995. — 624 с.
  8. Философско-педагогические взгляды Е. И. Рерих: автореф. дис. канд. пед. наук / Белгородский государственный университет. — Белгород, 2001.
    «отсутствие ее имени на титульных листах этих книг Елена Ивановна объясняла тем, что изложенная в них сокровенная мудрость Востока не может быть авторской собственностью»
  9. Рерих Елена Ивановна // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  10. — Ряд исследователей отрицают реальность существования Учителя Мория. См. например:
    • Андреев А. И. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы: Документальное расследование.— СПб.: СПбГУ, 2008.— 432с. ISBN 5-288-04705-7, ISBN 978-5-288-04705-3.
    • Jenkins P. Mystics and Messiahs. Oxford University Press, 2000, NYC. p.41-42.
      — Некоторые из исследователей предполагают историчность личности Махатмы Мория, например:
    • Введение / Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н. К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга I: Великий План.— СПб.: Алетейя; М.: Ариаварта-Пресс, 2002.— 272 с.— c.12—13
  11. 1 2 См. напр. Носачев П. Г. Рецензия на книгу. А. И. Андреев. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы: Документальное расследование // Вестник ПСТГУ.— М.: ПСТГУ, 2009.— с.81-86
  12. ↑ Предисловие / Елена Рерих. Листы дневника. Т.1: 1920—1923.— М.: РУССАНТА; Государственный музей Востока, 2009. — 512 с.
  13. Фосдик З. Г. Мои учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934).— М.: Сфера, 2002.
  14. ↑ «Откровение от „Сферы“» // Сборник «Защитим имя и наследие Рерихов» — М.: МЦР. — Т.3. — С.470 — 493.
    • Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики: в 25 т. Том 1. — М.: МАГ, Прологъ. 2007. — 240 с. ISBN 978-5-9900704-6-2 (т.1), ISBN 978-5-9900704-5-5. Предисловие.
    • Рерих Е. И. Письма. Т.3. М., 2001, с. 653 Письмо от 18.11.1935 Рихарду Рудзитису «АВТОР книг САМ ВЕЛИКИЙ ВЛАДЫКА М. Я слышу и записываю, также и Н. К. [Н. К. Рерих]»
  15. Рерих Е. И. Письма. Том III (1935 г.) — М.: МЦР, 2001 [Письмо Е. И. Рерих — А. М. Асееву от 15.10.1935]
    «Сама я никогда автоматически не писала, но имела случай наблюдать этот процесс письма в Америке, где он очень распространен».
  16. 1 2 3 Рерихи, семья // Эзотеризм: Энциклопедия / Сост. и гл. редактор А. А. Грицанов.— Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.— 1040 с.— (Мир энциклопедий).
  17. Матецкая А.В., Самыгин С.И. Религиоведение (краткий курс). — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — С. 202. — 216 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-222-13761-1

    …некоторые российские новые религии возникли еще в советские годы — например, «ивановцы» <…>, а также последователи учения Е. И. и Н. К. Рерихов

  18. The Rerikh Movement: A Homegrown Russian 'New Religious Movement' // Religion, State and Society.— Volume 28, Issue 1, 2000.— pp. 135-148. DOI:10.1080/713694743
  19. ↑ The Fight for Religious Freedom and Pluralism in Post-communist Russia / McKay G., Williams C. Subcultures and new religious movements in Russia and East-Central Europe.— Peter Lang, 2009.— с. 227. (Cultural identity studies, Том 15). ISBN 9783039119219. См. там же: Stasulane A., Priede J. The Reconfiguration of Values and Beliefs. C.365—392
  20. ↑ Автореферат
  21. ↑ Новые религиозные движения (обзор) // кафедра государственно-конфессиональных отношений.
  22. Введение в религиоведение. Учебное пособие.— Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2011.— с. 102.
    «Новые религиозные движения по происхождению можно условно разделить на 3 группы, каждая из которых в свою очередь включает разнообразные течения (см. прил. 5). Ряд направлений не имеют оформленного культа, обрядов (последователи Иванова, учение Рерихов, Блаватской)...»
  23. автореферат докторской диссертации Н. Е. Самохиной). Однако многие Новые религиозные движения (обзор) // Российская академия государственной службы при Президенте РФ, кафедра государственно-конфессиональных отношений
    • Тимощук А. С., Федотова И. Н., Шавкунов И. В. Введение в религиоведение. Учебное пособие.— Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2011.— с. 22.
      «Итак, наличие вероучения, символической практики и сакрального текста есть первичные признаки религии. Вторичные признаки религии, такие как осуществление обрядов и ритуалов; наличие сакральных символов, присутствуют не во всякой религии»
    • См. также работу, в которой оспаривается отнесение рериховского движения к Новейшая история рериховского движения в России // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук.— Уфа, 2009. Специальность 07.00.02.
  24. Новый век (New Age, Новая Эра, Нью Эйдж, Эра Водолея)  (рус.). История религии. Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012. Проверено 23 мая 2011.
  25. Судьбы христианства в современной России в контексте глобализационных процессов // Новые российские гуманитарные исследования, 2007, № 2
    • J McCannon By the shores of white waters: the Altai and its place in the spiritual geopolitics of Nicholas Roerich // Sibirica: Journal of Siberian Studies, 2002.
    • Vinogradov A. «After the Past, Before the Present»: New Shamanism in Gorny Altai // Anthropology of Consciousness, 1999 — Wiley Online Library
    • Воропаев Д. Н. Методологические проблемы исследования нетрадиционных религиозных движений // Вестник ОГПУ. 2007. № 4 (50) — С.94
    • Новые религиозные движения // Кафедра государственно-конфессиональных отношений, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2009.
  26. ↑ Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. — Leiden: Brill. 2004. 573 pp. стр.78. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0, ISBN 90-04-13638-X.
  27. Статья «Иерархия» — Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с. ISBN 985-6235-17-0
  28. Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. — Leiden: Brill. 2004. 573 pp. стр.102-103. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0, ISBN 90-04-13638-X.
  29. Рерихи, семья // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  30. Теософия // Религиозный словарь
  31. theosophy // Энциклопедия Британника
  32. ↑ Theosophy and culture: Nicholas Roerich.— Roma: Pontificia Università gregoriana, 2005. ISBN 9788878390355.
  33. Рерих Е. И. // Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М. А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007. — 736 с.
  34. Живая Этика // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999—656 с.
  35. Агни-Йога // Эзотеризм: Энциклопедия / Сост. и гл. редактор А. А. Грицанов.— Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.— 1040 с.— (Мир энциклопедий).
  36. «Цветы Мории».— Берлин: Изд-во «Слово», 1921.
  37. «Письмена» Н. К. Рериха в Музее истории города Ярославля
  38. Философское учение Агни Йоги // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук.— М., 2008.
    Стр.13 — «Автором Агни Йоги является Махатма Мория»
  39. Hagemeister M. Russian cosmism in the 1920s and today / Rosenthal B. G. (ed.) The occult in Russian and Soviet culture.— Cornell University Press, 1997.— 468 p.— p.185—202.— ISBN 080148331X, ISBN 9780801483318. (Information and Interdisciplinary Subjects Series)
  40. Глава VII. Стратегии теоретического исследования в эпоху постнеклассической науки // Теоретическое знание.— М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 744 с.
    • Парфенова Анна Игоревна. Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX - начала XX века. Специальность: 24.00.01. «теория и история культуры». Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. Санкт-Петербург, 2001. Автореферат
    • Святохина Г. Б. Ключевые принципы образования в космическом мировоззрении // Живая Этика и наука. Сборник статей. Выпуск. I. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2008. — 528 с.; напечатано по изданию: Наука, религия, образование: Тематический сборник. — Уфа: Уфимский государственный институт сервиса, 2005. — С. 109—118.
    • Овечкина И. С. Космизм и русское искусство первой трети XX века: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологи : 24.00.02 : Краснодар. 1999.
    • Трофимова Елена Александровна. Этическое учение Н.К.Рериха. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Ленинград, 1990 (Ленинградский государственный университет)
    • Шишин Михаил Юрьевич. НООСФЕРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Барнаул, 2003. (Алтайский государственный университет).
    • Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. - СПб.: Университетская книга, 1998. ISBN 5-7914-0029-2
  41. Русский космизм: Идея единства культуры и многоплановая реальность // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии.— Саранск, 2007. — 150 c.
  42. ↑ «Амаравелла» // Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства.— Т. I: А.— СПб.: Азбука-классика, 2004.— 576 с
  43. Жизнь и гибель «Амаравеллы» // Тернистый путь Красоты. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001. — С. 262—273.
  44. Космизм как направление в искусстве // Сайт МЦР
  45. Живая Этика и онтология искусства // Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века: Материалы международной научно-общественной конференции: В 3 т. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004. — Т.1. — 352с., Т.2. — 459с., Т.3. — 502с.
  46. Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М. Н. Кузнецов, д.ю.н. И. В. Понкин.— М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2009.— 704 с.
  47. The Rerikh Movement: A Homegrown Russian 'New Religious Movement' // Religion, State and Society.— Volume 28, Issue 1, 2000.— pp. 135-148. DOI:10.1080/713694743
  48. ↑ Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Уфа, 2009. Специальность 07.00.02.[аффилированный источник? 301 день]
  49. Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. — Leiden: Brill. 2004. 573 pp. стр.103. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0, ISBN 90-04-13638-X.
    «The Roerich’s new religious movement, Agni Yoga, revolved around the purported fire worship of Shamballa»
  50. ↑ By the shores of white waters: the Altai and its place in the spiritual geopolitics of Nicholas Roerich // Sibirica: Journal of Siberian Studies, 2002
    «In general, Agni Yoga was one of the many 'new age' movements appearing in Europe and the United States during the 1920s, based loosely on Hindu and Buddhist teachings and foretelling the imminent arrival of a new cosmic era of peace and justice».
  51. Рудзитис Рихард Яковлевич / Richard(s) Rudzitis; www.koob.ru/rudzitis/ Рудзитис Рихард
  52. Издания латвийского общества Рериха с 1925 до 1940 года
  53. ↑ Кемпбелл-Стиббе Катрин / Katherine S. Campbell (1898? — 10.8.1996). «Амрида»
  54. В 1937 году в Таллине был сформирован временный комитет, но официально рериховское общество так и не было оформлено. Председателем этого Эстонского инициативного комитета Пакта Рериха был Эдуард Таска, активным участником П. Ф. Беликов
  55. Харбинские рериховские группы
  56. Bulletin Mensuel du Comité des Études Ossétines près le Centre Européen du Roerich Museum. Paris, March 1, 1933
  57. Луис Леви Хорш (англ. Louis L. Horch) — президент Музея Рериха в США. В письмах Елены Рерих — «рука Фуямы», то есть правая рука Николая Рериха. В 1922—1935 финансировал все его проекты, в том числе строительство рериховского небоскрёба Мастер Билдинг.
    • См. также Mr. Louis L. Horch, Mystic's Financial Manager Roerich Museum.
    • Address of Louis L. Horch, President of Roerich Museum, New York. At the White House, on April 15, on Occasional of Sighning of the Roerich Pact // The Newtown Bee. May 3, 1935
  58. About Agni Yoga. // Agni Yoga Society. Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012. Проверено 10 декабря 2011.
  59. ↑ Рерихи. Восток — Запад. / Составители: Д. Н. Попов, В. А. Росов.— М.: Государственный музей Востока, 2006.— 64 с.— с.15.— Копия в формате djvu
  60. «Russian-Indian festival in protected Himalayan estate of Roerichs» // Сайт посольства России в Индии.
  61. Dynamics of intra-group relations: symbols used by the theosophical groups in eastern Europe // Culture, Subculture, Counterculture. International Conference, Galaţi, 2—3 November, 2007.— Galaţi: Editura EUROPLUS.— p.201.— ISBN 978-973-7845-95-5
  62. Свидетельство №494 от 17 декабря 1991 г. о регистрации Устава общественного объединения «Международный Центр Рерихов» // Минюст РСФСР, 17.12.1991
  63. Боннер А. Т. Правовые споры, связанные с произведениями искусства // Законодательство.— 2005.— В. 5.— С. 32-40
  64. Судьбы христианства в современной России в контексте глобализационных процессов // Новые российские гуманитарные исследования, 2007, № 2
    «Учениями, относимыми к движению „Новый век“ и при этом рассчитанными на высоких интеллектуалов-гуманитариев, являются, в частности, „Новый акрополь“ Х. А. Ливрага, агни-йога Н. К. и Е. Н. Рерихов и теософия Е. П. Блаватской, организации последователей которых имеют широкое международное распространение, в том числе в современной России — с 1986, 1989 и 1991 гг. соответственно.»
  65. Новые религиозные движения в России: христианство и постхристианство в зеркале новых богов и пророков // сб. Двадцать лет религиозной свободы в России.— М.: РОССПЭН; Московский Центр Карнеги, 2009.
  66. ↑ Доктрина Рерихов и учения «Новой эры»: реальность и перспективы развития // Актуальные проблемы философии. Сборник научных работ студентов и молодых учёных по итогам межвузовской научно-практической конференции. — Красноярск: СибГТУ, 2006. — С. 83-88.
  67. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера (справочник).— Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник No 1. Изд. 2-е, переработ. и дополн., Ростов-на-Дону, 1998
  68. «Скажем правду!», Специальный выпуск 24.11.2002 // Журнал «На Восходе». Сибирское Рериховское Общество
  69. «Новые религиозные движения» Юрий Михайлович Ключников ошибочно назван Александром, см. Воронова Л. С. По поводу статьи «Новые религиозные движения» на сайте Российской академии государственной службы при Президенте РФ // Международный Совет Рериховских организаций имени С. Н. Рериха.
    См. также Бондаренко В. Простодушный сибирский мудрец Юрий Ключников // «Наш современник», 2010 (12)
  70. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Тверь, 1998. (Тверской государственный университет)
  71. 1 2 Рерих Н. К. // Философы России XIX—XX столетий. Биографии, идеи, труды. — 3-е изд.— М.: Академический Проект, 1999. — 944 с.
  72. Н. К. Рерих как мыслитель и историк культуры // Новая и новейшая история. 2006. № 4. Июль-август. — C. 128—165.
  73. Рерих Н. К. // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  74. Рериховская концепция совечности культуры и человечности // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления. Сб. науч. трудов. Мн.: Технопринт, 2005. С. 14-20.
  75. Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России // Вопросы философии. — 2001. — № 3.
  76. ЖИВАЯ ЭТИКА И НАУКА. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2007. — М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2008. — С.34
  77. В заложниках у политики // «html-версия)
  78. ЖИВАЯ ЭТИКА И НАУКА. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2007. — М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2008. — С.35-36
  79. Рерих Елена Ивановна / «Большая биографическая энциклопедия»
    • Аблеев С. Р. Фундаментальные философские основания концепции космической эволюции человека: сущность, зарождение и историческое развитие. // Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук в форме научного доклада. — Тула: ЮК РС МПА, 2000, с.9, 20.
    • Эзотерика — Энциклопедия Кирилла и Мефодия
    • История мировой философии.— М.: АСТ, 2005. (серия: Высшая школа). ISBN 5-17-016151-4. С. 17.
  80. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук. Специальность 09.00.01 Онтология и теория познания. Киров. 2010
  81. Философия космической реальности // Бюллетень комиссии по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского / Комисс. РАН. Вып. 18. — М.: Наука, 2005. — С. 82-98.
  82. Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России // Журнал «Живая Этика и наука. Вып. 1.— М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2008. — С.159
  83. Живая этика // Православная энциклопедия. Том XIX. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — С. 172-173. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9
  84. Архирейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 1994 г. // Православная энциклопедия. Том III. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — С. 557-559. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-008-0
  85. ↑ Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». // Итоговые документы Архиерейских Соборов 1990—2008 гг. освящённый Архиерейский Собор 29 ноября — 2 декабря 1994 года (Москва, Свято-Данилов монастырь), 29 ноября — 2 декабря 1994 года. Москва. М., Издательство Московской Патриархии, 1995. С.178]
  86. Анафема // Православная энциклопедия. Том II. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 274-279. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-007-2
  87. Интервью с митрополитом Иоанном (Снычевым)
  88. Позиция митрополита Кирилла (Патриарха Московского и всея Руси)
  89. Протодиакон Андрей Кураев. Об отлучении Рерихов от церкви
  90. Уроки сектоведения. — Санкт-Петербург: Формика, 2002. — 448 с. — ISBN 5-7754-0039-9
  91. ↑ Сциентизация эзотерики и псевдонаука // Социологические исследования. — 2004. — № 2. — С. 92-98.
  92. ↑ Философия и методология науки. Курс лекций. Глава 14. Эзотеризм и девиантная наука. // Учреждение образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова», scribd.com (2006). Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012. Проверено 8 августа 2011.
  93. Оккультизм // БСЭ, 1969—1978
  94. Bioenergetic Fields. // The Scientific Review of Alternative Medicine, Vol. 3, No. 1, Spring/Summer 1999 / colorado.edu. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 8 декабря 2011.
  95. ↑ Философия как покровительница лженаук
  96. The Breath of God: Identifying Spiritual Energy. // Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012. Проверено 23 декабря 2011.
  97. Религия // БСЭ, 1969—1978
  98. ‘Heterodox’ Religiosity in Russia after the Fall of Communism: Does it Challenge ‘Traditional’ Religion?. // Religion, State and Society, 2010. Volume 38, Issue 2. (Taylor & Francis Online). Проверено 23 декабря 2011.
  99. ↑ Non-science posing as science // Stanford Encyclopedia of Philosophy
  100. ↑ Проблемы экспансии лженауки
    «Сегодня в России наблюдается очередной всплеск массового интереса к „паранормальным“ явлениям. Опять в ходу „биополе“, которое экстрасенсы якобы способны видеть как „ауру“ различных цветов (что-то в роде нимба). Развилось целое псевдонаучное направление, называемое „биоэнергетикой“ или „биоэнергоинформатикой“, в котором причудливо сливаются наукообразные басни о торсионных полях, парапсихология, астрология и элементы различных религиозных культов».
  101. ↑ «Вести», 21 августа 2008 (стр. 24-25, 28). Перепечатка в новостях проекта «Социальная история отечественной науки» на сайте ИИЕТ РАН
  102. Акимов А. Е. Физические основы фундаментальных понятий учения Агни // Юбилейные рериховские чтения: материалы междунар. обществ.-науч. конф. 1999. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2000. — С.289-301.
  103. Универсальное космологическое поле
  104. Проблемы борьбы с лженаукой. Обсуждение в Президиуме РАН // Вестник РАН, 1999, том 69, № 10, с. 879-904.
  105. Философско-педагогические взгляды Е. И. Рерих. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Белгород, 2001
  106. Вручение Знамени Мира и книги «Община», побывавших в космосе на орбитальной станции «МИР» // Новая Эпоха, № 4 (23), 1999
  107. «Иван Ефремов и Агни Йога» // Журнал «Наука и религия», № 4, 1991 г
  108. Международная научно-общественная конференция «Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века» // Международный Центр-Музей имени Н. К. Рериха, 2003.
  109. Обзор Международной научно-общественной конференция «Живая Этика и наука»
     — Из резолюции конференции «Живая Этика и наука»
  110. Договор о сотрудничестве между МЦР и ИИЕТ РАН
  111. День Учителя
  112. Зал Живой Этики
  113. Международная Премия имени Елены Ивановны Рерих // Сайт Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих

Живая этика.