Come-to-russia.ru

Неофициальный блог

Гера
Гера

Гера
Верховная богиня, богиня брака и семьи
Мифология: Древнегреческая
В иных культурах: Юнона
Отец: Кронос
Мать: Рея
Супруг: Зевс
Дети: Гефест, Арес, Геба, Илифия, Ангела и Арга

Ге́ра (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra[1][2] возм. «охранительница, госпожа») — в древнегреческой мифологии[3] богиня, покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из 12 Олимпийских божеств, верховная богиня, супруга Зевса.

Римский аналог Геры — богиня Юнона.

Содержание

Мифы

Гера, третья дочь Кроноса и Реи, cестра Деметры, Гестии, Аида и Посейдона. Вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была им извергнута.

Перед титаномахией Рея спрятала дочь у Океана и Тефиды (в будущем она будет мирить дядю и тетку в их ссорах).

Брак и дети

Является женой Зевса, своего брата — третьей после Метиды и Фемиды. Однако их тайная связь началась задолго до свадьбы, причем именно Гера играла в ней активную роль.

Зевс полюбил Геру, когда она была девушкой, и превратился в кукушку, которую она поймала[4]. На горе Коккигион (Кукушечья) в Арголиде есть храм Зевса, а рядом на горе Проне — храм Геры[5]. (Кукушку называют «царицей Египта»)[6]. Брак Зевса и Геры оставался тайным[7] 300 лет[8]. Свадьба Зевса и Геры проходила в Кносской земле, в местности близ реки Ферена, где стоит храм[9].

Гера родила мужу Гебу (по некоторым авторам, Гера родила её от латука[10]), Илифию и Ареса[11] По версии, родила Ареса без мужа, получив от нимфы Хлориды цветок с Оленских полей[12]. «Миновав супружеское ложе», родила Гефеста (по Гомеру, его тоже от Зевса)[13] — самостоятельно в отместку мужу, единолично произведшего на свет Афину. От прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по основной версии его матерью была Гея).

Также среди детей называют Аргу и Ангелу. У Олена в гимне Гере сказано, что Гера воспитана Орами, и её дети — Арес и Геба[14].


Илифия является спутницей-атрибутом Геры, Арга и Ангела практически не фигурируют. C Гефестом она находится в ссоре, поскольку он родился страшным и уродливым, и мать в гневе сбросила его с Олимпа — отсюда его хромота. Вражда их будет продолжаться — Гефест хитростью прикует ее к прекрасному трону.

Ревность и ссоры

«Юпитер и Юнона на горе Ида» работы Джеймса Барри

Гера — самая могущественная из богинь Олимпа, но и она подчиняется своему мужу Зевсу. Часто она вызывает у мужа гнев, в основном своей ревностью. Сюжеты многих древнегреческих мифов строятся вокруг бедствий, которые Гера насылает на любовниц Зевса и их детей.

  • Она наслала ядовитых змей на остров, где жила Эгина и её сын от Зевса, Эак.
  • Погубила Семелу, мать Диониса от Зевса — насоветовала ей попросить Зевса явиться во всем своем божественном блеске, и девушка погибла испепелённой.
    • Сестра Семелы — Ино, взявшая на воспитание младенца, обезумела
  • Преследовала Ио, превращенную в корову, приставила к ней сторожем Аргуса
  • Прокляла нимфу Эхо, которая стала повторять слова бесконечно.
  • Не давала беременной Лето родить на твердой земле.
  • Царица Ламия была превращена ею в чудовище.
  • Нимфу Каллисто превратила в медведицу

Кормила своим молоком Гермеса, не зная, кто это, а затем оттолкнула, и из молока возник Млечный Путь[15] (по другой версии, кормила младенца Геракла).

Чтобы подсмеяться над Герой, Зевс как-то устроил свою фальшивую свадьбу с дубом, наряженным в женское платье. Гера, сбежав с Киферона, разгромила свадебную процессию, но потом оказалось, что это шутка. Поэтому в Платее, где Гера встретила процессию, отмечался «праздник кукол», завершавшийся их всенародным сожжением.

Геракл

Ненависть к побочному сыну Зевса Гераклу является важным сюжетообразующим моментом связанных с этим героем мифов. Даже его имя «Геракл» («прославленный богиней Герой»).

По требованию Геры Илифия ускорила роды Эврисфея и задержала рождение Геракла. Наслала на него змей, которых младенец удушил. Усыпила Зевса и напустила бурю на Геракла, отбросившую его к Косу, за что Зевс привязал её к небу и подвесил в небесах на золотой веревке, к ногам были привязаны наковальни (Гомер)[16]. (Цепь, которую надел Зевс на Геру для её усмирения, показывали в Трое[17]). Гера была ранена Гераклом под Пилосом[18].

В конце концов, после вознесения и обожествления Геракла помирилась с ним и отдала ему руку своей дочери Гебы.

Троянская война

Рубенс. «Суд Париса»

Участвовала в суде Париса, где проиграла, поэтому в Троянской войне выступала на стороне ахейцев.

Чтобы дать возможность победить ахейцам, она отвлекает Зевса, обольщая его с помощью волшебного пояса Афродиты.

Прочее

Каждый год Гера купалась в источнике Канаф у города Навплии и становилась вновь девой[19].

Гера помогла Ясону[20] во время похода аргонавтов.

Уговорила Эола наслать ветра на Одиссея.

Наслала на Тиресия слепоту (по другой версии это сделала Афина). Наслала безумие на дочерей Пройта за их похвальбу.

Иксион влюбился в Геру и попытался ею овладеть. Зевс создал облако, которое её изображало, и подсунул Иксиону. Иксион имел от этой облачной жены дикое поколение кентавров (или героя Кентавра), а затем в наказание был привязан в Аиде к колесу.

Эпитеты Геры

«Зевс и Гера», камея, 1 в. н. э.
  • Анфия. Эпитет Геры[21].
  • Гениоха («Возница»). Эпитет Геры[22].
  • Гополосмия. Эпитет Геры в Элиде[23].
  • Горгас. Эпитет Геры[24].
  • Европия. Эпитет Геры в Аргосе[25].
  • Зигия (Дзигия). Имя Геры. Устраивает браки[26].

Культ

Голова статуи Геры из храма Геры в Олимпии. Известняк. Ок. 600 гг. до н. э. Олимпия, музей

Гере поклонялись как защитнице женщин, хранительнице брака и материнства. Ее помощь во время родов — древнейшая функция Геры[27].

Культ был распространен в материковой Греции (особенно в Микенах, Аргосе, Олимпии), а также на островах (Самос, Крит).

Деревянный фетиш Геры находился на острове Самос, что свидетельствует о ее древности. Вероятно, Гера — первое божество, которому греки посвятили перекрытое замкнутое святилище — Самосское, около 800 г. до н. э. Позже на его месте был построен Герайон, один из самых крупных греческих храмов вообще.

Анализ

Брак Геры с братом — рудимент древней кровно-родственной семьи. Хотя супружество Геры определяет ее власть над другими олимпийскими богинями, по сути, в этом образе видны черты великого женского божества доолимпийского периода. Его черты — самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с верховным божеством, ревность, гнев. Гера преследует внебрачные связи мужа и как богиня-блюстительница моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии[27].

Архаичность Геры заметна в том, что ее ребенком от прикосновения к земле было чудовище Тифон (это выдает ее связь с хтоническими силами). Древность ее также сказывается в том, что Арес, один из самых кровавых и стихийных богов — ее сын[27].

Возможно, имела зооморфное прошлое. На это указывает ее эпитет «волоокая» у Гомера и Нонна Панополитанского, а также то, что в жертву ей приносились коровы. Однако изображений ее в нечеловеческом образе нет («В нашем распоряжении имеется огромный археологический материал, но не говоря уже о том, что никаких следов изображения Геры в виде коровы или с головой коровы нет, среди огромного количества культовых изображений микенских и домикенской эпох, так называемых идолов, нет ни одного с коровьей головой».[28]).

При этом, прочно войдя в систему искони греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов[27].

Любовная сцена обольщения Зевса с помощью пояса Афродиты для помощи ахейцам в троянской войне — среди благоухающих цветов и трав на вершине горы является явным аналогом крито-микенского священного брака Геры и Зевса, который торжественно справлялся в различных городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества[27]. Брак праздновался и на Крите в Кноссе. Этот брак рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества. Вестником данного дождя была кукушка. (В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки).

Храмы

В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции. Самым выдающимся Геродот считал храм на острове Самос. Его историк включил в список чудес света.[29]

  • Иреон (Герайон) — название храмов в честь Геры.

Изображения

Гера в повозке, запряженной павлинами

Юнона отличается благородной, статной красотой. Иногда на ней надета диадемма или корона. В изображении олимпийцев она сидит на троне рядом с Юпитером в самом центре.

Среди античных скульптур Геры:

  • Гера Барберини
  • Гера Боргезе
  • Гера Фарнезе (копия греческого оригинала 5 в. до н. э.).
  • Гера Людовизи — в Новое Время эта статуя считалась наилучшей из античных статуй Геры, однако позже оказалось, что это идеализированный портрет Антонии Младшей.

На рельефах (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Гера рядом с Зевсом. Свадьба Геры и Зевса изображена на метопе храма Геры в Селинунте.

В вазописи используются сюжеты мифа о Гере в сценах с Ио, суде Париса и др.

Атрибуты

Её обязательный атрибут — диадема, как символ того, что она главная из богинь. Посвящённым ей животным является павлин; пара павлинов везет её колесницу.

Она может надевать Пояс Венеры, одолженный у богини, который делает ее неотразимой.

В античности ей придавали еще два атрибута — гранат (множество зерен которого символизирует плодородие) и скипетр, увенчанный кукушкой (эмблема брака, не оправдавшего надежд). Кукушка также была ее священной птицей.

Новое Время

В сценах любовных похождений Зевса она может изображаться подглядывающей из-за облаков, либо же подъезжающей на колеснице, чтобы прервать его.

Распространено изображение Геры в сцене «Суд Париса», в сценах из мифов о Геракле, Ио.

«Юнона помещает глаза Аргуса на хвост павлина»

Известно изображение финального эпизода истории Ио: стоглазый великан Аргус, посланный ею стеречь любовницу мужа, убит Гермесом. В эпоху барокко Аргус изображается мертвым с рассыпанными глазами. Амуры подбирают их и передают Гере, которая помещает их на хвосты павлина (Х. Голциус, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Блумарт, Н. Пуссен и др.).

Встречается сцена «Юнона просит у Венеры её пояс» (А. Куапель, Дж. Рейнолдс), «Юнона просит Эола выпустить ветры на гибель Одиссею», «жертвоприношение Юноне» (П. Ластман, Дж. Б. Тьеполо), а также «Юнона в Царстве Гипноса», куда она отправилась для помощи в обольщении Зевса в истории с горой Ида.

В аллегорическом изображении Четырех элементов она персонифицирует стихию Воздуха (так как была подвешена в воздухе с наковальнями).

Как покровительница брака она выступает в картине Рубенса «Генрих IV получает портрет Марии Медичи».

Как подательница изобилия она выступает в садовой пластике эпохи барокко.

В литературе

Ей посвящены XII гимн Гомера и XVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы», где принимала облик жрицы из Аргоса, собирающей подаяние (фр.168 Радт)[30], а также трагедии Сенеки «Геркулес в безумье». Во Флиунте было священное сказание, объясняющее отсутствие статуи Геры[31].

Сочинение Лукиана «О сирийской богине» посвящено богине, которую он называет Герой ассирийской.

Новое Время

  • Валерий Брюсов «Иксион и Зевс»

В музыке

  • «Умиротворённая Юнона» И. И. Фукса и др. оперы
  • кантаты «Новое состязание Юноны и Паллады» Дж. Б. Бонончини
  • «Юнона и Паллада» С. Майра

В астрономии

В честь Геры назван астероид (103) Гера который был открыт 7 сентября 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории, США

Ссылки

  • Greek goddess Hera

Библиография

  • Klinz A., Ἱερος γάμος, Halle, 1933;
  • Pestallozza U., Βοῶπις πότνια, «Athenaeum», Pavia, 1939, fasc 2—3. p. 105—37; * Pötscher W., Hera und Heros, «Rheinisches Museum», 1961, Bd 104, № 4;
  • его же, Der Name der Göttin Hera, там же, 1965, Bd 108, № 4.

Примечания

  1. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.142
  2. Палеобалканистика и античность. М.: Наука, 1989. С. 54-58.
  3. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 275—277; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 104—105; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5 далее
  4. Павсаний. Описание Эллады II 17, 4; Вергилий. Лидия 63-65 намёк
  5. Павсаний. Описание Эллады II 36, 1
  6. Аристофан. Птицы 603—604
  7. Гомер. Илиада XIV 296
  8. Нонн. Деяния Диониса XLI 324
  9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 72, 4
  10. Первый Ватиканский мифограф III 1, 61
  11. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1
  12. Овидий. Фасты V 251—256
  13. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 5
  14. Павсаний. Описание Эллады II 13, 3
  15. Гигин. Астрономия II 43
  16. Илиада XIV 249—262; XV 18-30
  17. Евстафий. К Илиаде XV 19 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.48
  18. Климент. Протрептик 36, 2, по Паниасиду
  19. Павсаний. Описание Эллады II 38, 3
  20. Гомер. Одиссея XII 72
  21. Павсаний. Описание Эллады II 22, 1
  22. Павсаний. Описание Эллады IX 39, 5
  23. Ликофрон. Александра 859 и комм.
  24. Ликофрон. Александра 1350
  25. Гесихий // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.223
  26. Нонн. Деяния Диониса XXXII 56; XLVII 512
  27. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 275—277
  28. А. И. Зайцев. Греческая религия и мифология. СПб, 2004. С.102
  29. Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. — М: Издательство Астрель, 2004. — 304 с. — ISBN 5-271-10388-9
  30. Платон. Государство II 381d
  31. Павсаний. Описание Эллады II 13, 4

Гера.